«История должна быть вне политики…»

Костанайские новости, 27 января 2011 г., № 12

kst27.01.11На следующей неделе, 3 февраля, год Кота по лунному календарю вступит в свои права. Можно ли переписать историю, предсказать исторические события, ждать ли нам Апокалипсиса? Об этом и многом другом разговор со старшим преподавателем Костанайского государственного пединститута Сергеем Самаркиным.

О ПРОГНОЗАХ И НЕУВАЖЕНИИ

- Сергей Владимирович, какой дадите прогноз на этот год?

Историки прогнозов не дают. Предсказать что-либо невозможно. Если оглянуться в прошлое, то годы Тигра и Кота не были спокойными для государств, хоть какой-нибудь катаклизм – природный или человеческий - происходил. К примеру, в год Тигра началась Первая мировая война, а в год Кота - Вторая мировая война. Но сегодня никто не ждет политических катастроф. Верю и я, что экономический кризис завершится, прекратятся конфликты между отдельными государствами. И Казахстан в очередной раз заявит о себе.

- В философии есть понятие спиралевидности исторических процессов...

- Конечно, цикличность в истории присутствует, и определенные параллели можно провести. Иногда случаются совпадения. Допустим, в 1860 году президентом США был избран Авраам Линкольн, вице-президентом - Эндрю Джонсон, который после убийства президента стал у руля власти. Ровно через сто лет в, 1960-м, президентом США избран Джон Кеннеди, его вице-президент - человек по фамилии Джонсон. Итог такой же: убийство главы государства и новый президент Джонсон. Думаю, это всего лишь цепь определенных случайностей, закономерность отследить сложно. Этим чаще всего занимаются представители неоевразийского направления, например, Александр Дугин проводит подобные параллели для российской истории, а в нашей, азахстанской, я ни разу не встречал подобного рода предсказателей. У нас историческая наука развивается в консервативном ключе.

- Порой взгляд на историю бывает не консервативный, а варварский. Мне кажется, что сегодня историю-бедняжку переписывают все, кому не лень.

- Мы, некогда представители единого пространства, разошлись по своим «квартирам» - государствам, и теперь пытаемся друг друга больнее ущипнуть, в тех же художественных фильмах, учебниках по истории. Жаль. История должна быть вне политики, но... не может. А когда историк зависим от официальной власти, он не будет до конца объективным. В рамках госзаказа пишутся учебники, где представляется история с идеологических позиций. Учебники пишут люди, поэтому одной истории быть не может. Все зависит от методологии и от подходов, интерпретации фактов. Часто критикуют Вольтера, который написал якобы очень плохую книгу о Петре I, нарисовав образ царя-тирана. А ведь Вольтер писал книгу по заказу Екатерины Второй и пытался превознести личность первого императора в российской истории. А маркиз де Кюстин? Его встретили с огромными почестями. И вместо оды России он вдруг написал так, как видел, как было на самом деле, чем привел императора Николая I в бешенство. Такие факты должны вызывать у нас не стремление к самобичеванию, а желание изменить себя, по-новому себя позиционировать перед тем же Западом.
Часто появляются различного рода концепции, которые не имеют ничего общего с исторической наукой. Возьмите полет человека в космос. В этом году мы, кстати, отметим 50-летие этого события. Каким образом этот факт представлен в западной литературе или в тех изданиях, которые позиционируют себя как исторические? У них мы информацию о Юрии Гагарине не увидим. Только имена Алана Шепарда или Нила Амстронга, первым посетившего Луну, что, кстати, уже многими рассматривается в кавычках. Мы часто ставим на пьедестал Джона Кеннеди, первого молодого президента-католика, но забываем, что мир при нем стоял на пороге Третьей мировой войны. Тут вопрос престижа, а не исторической объективности. Плохо, если каждое государство в своей исторической литературе будет выпячивать определенные события, принижая даже общепринятые факты.

НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ

- Как относитесь к тому, когда авторы книг, фильмов отступают от исторической правды?

- Это вымысел, который имеет право на существование. Не путайте художественную литературу и историческую действительность. Объективно представить прошлое так, чтобы это устроило всех, невозможно. Поэтому в исторических произведениях существует субъективная точка зрения. И ничего страшного в этом нет. Наоборот, такие произведения вызывают интерес к истории.
Правда, несоответствий бывает много. Особенно в голливудских кинокартинах. К примеру, в начале фильма «Последний легион» датой падения Рима называется 460-й, а не 476 год. Или в «13-м воине» Багдад на карте рисуется в районе современного Тбилиси. Ибн Фадлан - реальный персонаж - в картине вдруг оказывается в нормандских землях, хотя он там никогда не бывал, ограничился лишь «вояжем» по Волжской Булгарии, оставив описание быта славян и кочевников. Возьмите книги Дэна Брауна. Его мистификации вызывают большой интерес у читателей. Вообще, любое фэнтази сегодня - интерпретация средневекового мира. Рональда Толкиена мы знаем как писателя, на самом деле он специалист по средневековым текстам и очень серьезный ученый.

- А ваш интерес к истории тоже родом из книг и фильмов?

- Да. Я читал все, что связано с историей. В основном учебники, по которым занимались мои старшие сестры. И в начальной школе уже многое знал. Особенно мне нравится Древний мир и Средние века, который раньше воспринимал как сказочный мир.

- Но, считается, что сказки имеют реальную историческую основу.

- В устном народном творчестве нередко присутствует исторический факт. Например, норвежский ученый Ингстад на основе изучения скандинавских саг доказал, что норманны доплывали до североамериканского континента за 500 лет до Колумба. Или Шлиман и Эванс, загоревшиеся идеей найти Трою через изучение древнегреческой мифологии, открыли Трою и высокоразвитую Минойскую цивилизацию.

НЕ ТЕ ПОНЯТИЯ

- Студенты хорошо штудируют историю своего отечества?

- Наши ученики сегодня намного лучше знают историю Казахстана. Тестовые задания и материалы меняются. Но прошло 20 лет, а адекватного и объективного учебника по истории Казахстана и по Всемирной истории до сих пор нет. А в тех, которые есть, много недостатков. Нередко встречаются диаметрально противоположные трактовки одних и тех же событий. К примеру, в истории Казахстана октябрьские события 1917 года даже не упоминаются, а в учебниках по Всемирной истории наиболее крупное событие 20 века - Октябрьская революция в России.

- Сергей Владимирович, достаточно ли сегодня времени уделяется истории?

- У студентов ныне основательная нагрузка, причем не по профилирующим предметам. Мало часов по истории Древнего мира, Средних веков, но, как их увеличить, не знают. Увы, фундаментальных знаний нынешняя школа ученикам не дает. Нередко студенты, обучающиеся в вузе, не знают, кто такой Александр Македонский или Спартак. Но есть и позитивные моменты, так вот: они целеустремленные, активные, зарабатывают баллы и демонстрируют свою востребованность. Сегодня в вузах учится другой студент. Раньше можно было не посещать лекции и семинары, а потом блестяще сдавать экзамен. Ныне, если, извините, пропинал балду в семестре, на экзамене никогда не получишь пятерку. Потому как предметом нужно заниматься систематически.

ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ?

- Недавно было опубликовано завещание Ванги, в котором она предсказала возрождение Советского Союза. С исторической точки зрения такое возможно?

- А другие предсказатели, наоборот, говорят, что постсоветское пространство ждет развал. Никто не может точно знать, что произойдет. Мы можем посетовать, что нет былого величия советского государства, но войти дважды в реку истории, поверьте, нельзя. Да, интеграционные процессы идут. Сейчас все ждут от Китая каких-то действий. И не случайно китайцы берут на себя часть долгов Испании, Греции. Они понимают, что от дальнейшего сотрудничества с Евросоюзом, Америкой, постсоветским пространством многое зависит в их судьбе. Но вместе с процессом глобализации отмечаются негативные тенденции. Недавно в Европе появилась книга Тило Саррацина «Германия самоликвидируется». И вновь пошли разговоры о национальной нетерпимости немцев. Автор книги, немецкий политик, высказал свои идеи по поводу живущих в Германии иммигрантов. Мол, почему мы должны терпеть тех, кто не желает интегрироваться в немецкое сообщество.
Европейский мир поднимает остро эту проблему. Вспомните ту же проблему цыган во Франции, референдум о запрете на строительство минаретов в Швейцарии. Начался новый виток фобии. Теперь причину экономического кризиса в европейских странах видят в усиливающихся миграционных процессах. Большинство уверено, что, если Европа не решит эту проблему, она погибнет. Вот только решать проблемы нужно эволюционным образом - через изменение законодательств, а не силовым образом. Понимает ли это Европа - вопрос.

- Еще один плюс в пользу мнения, что демократия не совершенна?

- Черчилль в свое время сказал, что «демократия - самый худший вид правления, что человечество испробовало за всю историю». Но пока не придумано ничего лучше. Будем ли мы жить в гражданском обществе, зависит от нас, от каждого человека. Насколько мы способны жить по законам действующего государства.

- Историки ждут Апокалипсиса в 2012 году?

- Мы лишь небольшая крупица огромного космоса. Нам трудно представить, что такое бесконечность. Мы же везде хотим видеть начало и конец. Поэтому главное, не допустить конец света самим. Судьба истории нашей планеты, как банально это не звучит, в наших руках...

Беседовала Людмила Круглова

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Кітапхана БАҚ-тағы жарияланымдар «История должна быть вне политики…»