Верным путём идём, или Мерси, Баку

Костанайские новости, 2015 год, 15 октября (№ 143), С. 10.

На Западе его критикуют за авторитарность, клановость. И при этом Ильхам Алиев вот уже 12 лет при поддержке электората вполне успешно руководит Азербайджаном.
Его часто сравнивают с отцом – Гейдаром Алиевым, который считался непререкаемым авторитетом в азербайджанской политике советского и постсоветского времени. После смерти отца президентское место занял Ильхам Алиев. Западные политики и журналисты яростно критикуют его за авторитарность в руководстве страной, клановость, зависимость экономики от экспорта энергоресурсов. На постсоветском пространстве отмечают неуступчивость во внешней политике. Однако имиджевые мероприятия континентального уровня, например проведение первых в истории Европейских игр летом нынешнего года, постепенно меняют отношение к стране.
Надо сказать, одним из самых перспективных партнеров Азербайджана стал Казахстан. Свидетельство тому – частота дипломатических визитов на уровне глав государств. Первый официальный визит Ильхама Алиева как президента в нашу страну состоялся в марте 2004 года, последний – в сентябре нынешнего. Не оставляет без внимания Азербайджан и Нурсултан Назарбаев.
Между нашими странами идёт активный обмен историческим и языковым наследием тюркских народов. Не случайно, что население Азербайджана и его политическое руководство живо отреагировали на празднование 550-летия казахской государственности. Основные юбилейные мероприятия пришлись на сентябрь и совпали с проведением V Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Астане. В его работе вместе с рядом ведущих азербайджанских политиков участвовал Ильхам Алиев. Известный политолог этой страны Ильгар Велизаде в интервью Казинформу тогда сказал: «Становление казахской государственности, казахского этноса временами проходило в тесной взаимосвязи со становлением азербайджанской государственности и формированием азербайджанского народа».
Одним из главных приоритетов внешней политики Азербайджана остаётся признание целостности своей территории, а именно решение карабахского вопроса. К сожалению, военные конфликты с Арменией не прекращаются. Еще один непрекращающийся спор нескольких государств - Ирана, Казахстана, Туркмении, России и Азербайджана – использование ресурсов Каспия. У каждого здесь свои экономические интересы, которые подкрепляются интересами геополитическими. Россия, Азербайджан и Казахстан, например, регулярно проводят совместные военные учения. А на днях ракеты «Калибр» Каспийской флотилии России, нацеленные на объекты ИГИЛ в Сирии, прошили (по совместной договоренности) заданным маршрутом воздушное пространство Ирана. При этом иранские и азербайджанские политологи назвали использование Россией Каспия в борьбе с международным терроризмом «...формально и стратегически обоснованным».
Но всё же на первое место в регионе всё чаще выходят экономические факторы. Сотрудничество Азербайджана и Казахстана нарастает, об этом говорит целый ряд совместных и весьма выгодных проектов. Допустим, нефтепровод Баку - Тбилиси – Джейхан или газопровод Баку - Тбилиси - Эрзерум. Новый логистический центр Актау уже сегодня готов принять азербайджанскую сельхозпродукцию. В рамках азербайджанско-казахстанских бизнес-проектов и дипломатических переговоров постоянно обсуждаются также вопросы развития сферы транспорта и коммуникаций, туризма.
Летом этого года Парламент Казахстана ратифицировал Соглашение о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации ЧС в Каспийском море. Одним из пунктов этого документа стало создание единого транспортного кольца вокруг крупнейшей внутренней акватории планеты.
Крайне выгодно для прикаспийских государств и строительство в этом регионе транспортных хабов. В конце нынешнего – в следующем году планируется ввести в эксплуатацию железную дорогу Баку - Тбилиси – Каре. Это позволит связать прикаспийские страны, в том числе и Казахстан, с Закавказьем, Турцией и Европой. А стремление создать зелёный коридор для облегчения таможенного прохождения грузов между Казахстаном и Азербайджаном может увеличить товарооборот стран в разы.
Но наиболее амбициозным выглядит план строительства Китаем моста через Каспий – из Казахстана в Азербайджан. Этот потенциальный транспортный поток выгоден для всех участников и в рамках возрождения Великого шёлкового пути.
Так что верным (Шёлковым) путем идём, Ильхам Гейдарович.
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета
дистанционного обучения КГПИ

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Кітапхана БАҚ-тағы жарияланымдар Верным путём идём, или Мерси, Баку