Бесконечный выбор Ливана
Костанайские новости, 2015 год, 29 января (№ 14), С. 11.
С мая прошлого года пост президента страны остается вакантным. Вчера парламент Ливана в девятнадцатый раз сделал попытку его избрать.
Переносить переизбрание президента страны становится для Ливана чем-то обыденным. Например, с ноября 2007 года по май 2008-го это делалось около 20 раз. До тех пор, пока политический кризис не завершился компромиссным избранием на пост президента бывшего главнокомандующего Ливанской армией, известного политика Мишеля Сулеймана. Срок его полномочий истек 25 мая 2014 года. И президентские функции сегодня исполняет премьер-министр страны Таммам Саиб Салам.
При этом от выбора главы государства зависит стабильность не только внутри страны, но и во всем Ближневосточном регионе.
Несмотря на регулярные политические кризисы, серьезные потрясения в период гражданской войны (1975-1990 годы), внешнее вмешательство, Ливан давно получил неофициальное звание «ближневосточной Швейцарии», считаясь в регионе одним из центров благополучия и «туристским раем». В рекламных проспектах при этом отмечается, что в разговорах с местным населением «...лучше не касаться политики и любых тем, связанных с Израилем».
Хотя подавляющее население страны - арабы-ливанцы, на ее территории живет много палестинских беженцев, есть армяне, турки, курды, черкесы, евреи. Здесь большое число религиозных общин. Около четверти населения страны - христиане-марониты. Но, конечно, подавляющее большинство — мусульмане. Именно конфессиональная неоднородность - особенность политической системы страны.
Дело в том, что в ливанской конституции введен принцип, по которому важнейшие политические посты разделяются по религиозному признаку. Допустим, пост президента традиционно занимает христианин-маронит, премьер-министром практически всегда является суннит, а спикером палаты представителей - шиит. Правда, сейчас предусмотрена система мер по постепенной отмене такого положения.
По сути, вопросы декон-фессионализации ливанской политической системы должны находиться в руках президента. Хотя очевидно, что этот процесс не входит в сферу его интересов.
Дело в том, что главными сторонниками отмены конфессиональных ограничений во власти являются представители радикальных организаций «Хезболла», которые при поддержке со стороны Сирии и Ирана и не оставляют планов по упрочению своих политических перспектив. Но прозападно настроенная элита из числа христиан-маронитов не стремится к отказу от политических привилегий.
В октябре 2012 года французские политологи выделили основные группы проблем ливанского общества: внутренние, пограничные и внешние. К внутренним проблемам наряду с конфессиональностью политической системы относилась коррупция в высших эшелонах власти, интриги в борьбе за политическое преобладание и вмешательство групп иностранного влияния. Пограничные и внешние проблемы вполне объяснимы - угроза очередной оккупации и терроризм. Вместе с тем французские авторы практически единогласно заявили: «...Ливан – это не проклятие, а надежда для всего Ближнего Востока».
В процесс стабилизации ливанского общества сегодня активно вмешиваются посредники - США, Франция, Россия. Серьезное влияние имеют Иран и Сирия.
Кстати, на этой неделе переговорный процесс по Сирии «за закрытыми дверями» с участием заинтересованных сторон ведется в Москве. На переговорах, безусловно, обсуждается и «ливанская тема». Ситуация по ней осложняется позицией Израиля. В конце прошлой недели Израиль предупредил Ливан и Сирию, что не допустит провокаций с их стороны в ответ на израильский авиаудар по сирийской территории - тогда погибли представители «Хезболлы» и некий иранский генерал.
Лидер Свободного патриотического движения Ливана Мишель Аун (кстати, он претендует на пост президента) заявил, что страна находится как под угрозой «Исламского государства», так и израильской оккупации. И по его мнению, «...если ливанский народ выберет своего президента, то избавится от многих внешних и внутренних проблем».
Несмотря на регулярные политические кризисы, серьезные потрясения в период гражданской войны (1975-1990 годы), внешнее вмешательство, Ливан давно получил неофициальное звание «ближневосточной Швейцарии», считаясь в регионе одним из центров благополучия и «туристским раем». В рекламных проспектах при этом отмечается, что в разговорах с местным населением «...лучше не касаться политики и любых тем, связанных с Израилем».
Хотя подавляющее население страны - арабы-ливанцы, на ее территории живет много палестинских беженцев, есть армяне, турки, курды, черкесы, евреи. Здесь большое число религиозных общин. Около четверти населения страны - христиане-марониты. Но, конечно, подавляющее большинство — мусульмане. Именно конфессиональная неоднородность - особенность политической системы страны.
Дело в том, что в ливанской конституции введен принцип, по которому важнейшие политические посты разделяются по религиозному признаку. Допустим, пост президента традиционно занимает христианин-маронит, премьер-министром практически всегда является суннит, а спикером палаты представителей - шиит. Правда, сейчас предусмотрена система мер по постепенной отмене такого положения.
По сути, вопросы декон-фессионализации ливанской политической системы должны находиться в руках президента. Хотя очевидно, что этот процесс не входит в сферу его интересов.
Дело в том, что главными сторонниками отмены конфессиональных ограничений во власти являются представители радикальных организаций «Хезболла», которые при поддержке со стороны Сирии и Ирана и не оставляют планов по упрочению своих политических перспектив. Но прозападно настроенная элита из числа христиан-маронитов не стремится к отказу от политических привилегий.
В октябре 2012 года французские политологи выделили основные группы проблем ливанского общества: внутренние, пограничные и внешние. К внутренним проблемам наряду с конфессиональностью политической системы относилась коррупция в высших эшелонах власти, интриги в борьбе за политическое преобладание и вмешательство групп иностранного влияния. Пограничные и внешние проблемы вполне объяснимы - угроза очередной оккупации и терроризм. Вместе с тем французские авторы практически единогласно заявили: «...Ливан – это не проклятие, а надежда для всего Ближнего Востока».
В процесс стабилизации ливанского общества сегодня активно вмешиваются посредники - США, Франция, Россия. Серьезное влияние имеют Иран и Сирия.
Кстати, на этой неделе переговорный процесс по Сирии «за закрытыми дверями» с участием заинтересованных сторон ведется в Москве. На переговорах, безусловно, обсуждается и «ливанская тема». Ситуация по ней осложняется позицией Израиля. В конце прошлой недели Израиль предупредил Ливан и Сирию, что не допустит провокаций с их стороны в ответ на израильский авиаудар по сирийской территории - тогда погибли представители «Хезболлы» и некий иранский генерал.
Лидер Свободного патриотического движения Ливана Мишель Аун (кстати, он претендует на пост президента) заявил, что страна находится как под угрозой «Исламского государства», так и израильской оккупации. И по его мнению, «...если ливанский народ выберет своего президента, то избавится от многих внешних и внутренних проблем».
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета
дистанционного обучения КГПИ
кандидат исторических наук,
декан факультета
дистанционного обучения КГПИ