«Философия Наурыза – в простых вещах»
Костанайские новости, 2014 г., 20 марта (№ 40), стр. 12.
Из чего складывается гармония праздника весны? Корреспондент «КН» искал ответ на этот вопрос вместе с кандидатом педагогических наук, начальником управления по социально-воспитательной работе КГПИ Салтанат ЖАКАЕВОЙ.
- Салтанат Ануарбековна, мы уже привыкли всенародно, широко отмечать Наурыз. Но ведь этот праздник, можно сказать, восстал из пепла. Насколько я знаю, в СССР Наурыза среди красных календарных дат не было. Почему он все-таки не затерялся, не забылся людьми?
- Потому что он глубинный, настоящий. Он идет от природы. Его не придумали люди, не решили вдруг, что будем, дескать, отмечать его с такого-то числа. Какое для кочевников было самое сложное время года? Зима, к которой они готовились, которую даже боялись и молились о том, чтобы она поскорее закончилась. А с весной они связывали свои главные надежды. Весной начиналась настоящая жизнь. Конечно, какое-то время этот праздник был забыт. В то памятное еще время главной ценностью было строительство коммунизма, а национальные праздники отодвинулись далеко назад. Но с каким воодушевлением приняли казахстанцы Наурыз, когда он вновь появился в календаре! Оказалось, что все скучали по нему, потому что людям был нужен праздник, лишенный какой-либо политической составляющей. Настоящий. Искренний. Этот праздник воспевает вечные ценности. Некоторые из них мы, к сожалению, начали утрачивать...
- Какие, например?
- Возьмите любую книгу о традициях казахского народа, и вы не найдете там такого понятия, как «сирота». Его просто не было в жизни. Даже если ребенок оставался без родителей, он не чувствовал себя сиротой. У него были дяди, тети и десяток других родственников, которые в любом случае взяли бы его на воспитание, заботились бы о нем, дали дорогу в жизнь. Детей не бросали. Никогда. А сейчас это стало происходить гораздо чаще. И мы стали отдаляться друг от друга. Дети родных братьев раньше никогда не назывались двоюродными. Только родными. Потому что у них одна кровь, и они — часть своей семьи, которую нужно оберегать.
Конечно, вопрос воспитания - дело каждой, отдельно взятой семьи. Но сироты, больные дети, нуждающиеся старики, да и все другие социально незащищенные люди - это проблема не только государства, но и всего общества. Человек не
должен оставаться в стороне от проблем ближнего - это ненормально. Поэтому мы в нашем институте стараемся помогать тем, кто нуждается в поддержке. У нас есть благотворительная акция, ставшая уже традиционной. Это, конечно, немного. Но вода камень точит.
- Не заметили, что сегодня у благотворительности появилась и другая сторона? Для кого-то помощь ближнему стала пиар-ходом, саморекламой.
- В любом случае эта помощь имеет положительные последствия. Богатые люди порой жертвуют такие суммы, которые сложно собрать даже общими усилиями разных людей. И эти деньги могут помочь, например, человеку, который нуждается в сложной операции. Хотя мне не очень нравится слово «пожертвование». Оно несет такой смысл, как будто мы делаем что-то против своей воли и вне своих интересов. Я б назвала это творение добра, которое опять-таки идет издревле. Вспомним, что в аулах не жили обособленно, все были связаны между собой. И если у кого-то вдруг начинали дела идти лучше, чем у других, из его юрты постоянно клубился дым и пахло разными яствами, но он не делился ни с кем, то люди начинали обижаться. Впрочем, тех, кто не делился, почти не было. Все сразу же начинали угощать соседей. Народная мудрость такова: чем больше ты отдашь - тем больше к тебе придет.
- И все же, несмотря на традиционную гостеприимность казахов и других народов нашей страны, мне кажется, что мы стали утрачивать чувство добрососедства. Сегодня мы можем даже не знать, кто живет в соседней квартире.
- И, опять-таки в преддверии Наурыза вспомним, что в степи была прекрасная традиция. После сложной зимы люди объезжали соседние аулы, чтобы узнать, как там пережили зиму, все ли у них хорошо, не нуждаются ли они в помощи? Люди убеждались в том, что у друзей все нормально, а значит, можно спокойно встречать день весеннего равноденствия. Конечно, зима давно уже перестала быть для нас суровым испытанием. Но почему все же не заглянуть к соседям, угостить их баурсаками, узнать, как у них дела. Или пригласить в гости друзей. Нельзя быть эгоистами.
- А проявляет ли интерес к национальным традициям молодежь, вашистуденты?
- Безусловно. Причем интерес их не конъюнктурный, а настоящий, искренний. Хотя студентам сейчас сложнее, чем когда бы то ни было. В нашей системе образования очень много внимания уделяется самостоятельной работе - им приходится много работать. И времени на что-то другое почти не остается. Но, когда мы начинаем праздновать Наурыз, то от желающих принять участие в этом процессе просто нет отбоя! Все хотят иметь свою роль в постановке, одеть красивый костюм, почувствовать себя участником таинства национального обряда.
- Похоже, вы, Салтанат Ануарбековна, предпочитаете выбирать не самые легкие пути! Готовите постановки, достаете костюмы, тратите на все это нервы. Но куда легче просто прочитать лекцию о национальных традициях...
- А что человек запомнит из этой лекции? Послушает и забудет. А когда девушка наденет красивый головной убор, а молодой человек начинает петь Жарапазан, песнь прославление в честь того, что люди дожили до весны и тепла, с пожеланиями счастья, здоровья, то студенты воспринимают обряд уже совершенно по-другому. Или когда мы ставим юрту во время общегородского празднования Наурыза... Поем, угощаем людей. Так молодежь постепенно, подчас незаметно для себя, проникается уважением к предкам, их мудрости. Кстати, в этом году мы - я и мои студенты - уже в 21-й раз будем праздновать Наурыз в центре Костаная. То есть, по сути, это третий семилетний цикл.
- Вы делаете акцент на символизме Наурыза. Почему? Это действительнотак важно?
- Дело в том, что в этом празднике заложена глубокая философия. Ведь и свою жизнь люди отождествляют со сменой времен года. Весна - рождение. Лето - время, когда ты строишь свою личность. Осень - когда пожинаешь плоды содеянного. Зима - это зрелость. То есть во всем есть глубинное, естественное, ритуальное понимание того, как наша жизнь связана с природными явлениями. Эта связь заложена в каждом из нас. Просто кто-то осознает ее сразу, а кто-то позже. Люди не зря говорят: «Ак мол болсын», когда желают благосостояния. Потому что богатый дастархан - не просто пиршество и желание поесть, это залог того, что весь следующий год будет таким же благополучным, как и его начало.
- Я вот впервые подумала о том, что в одном празднике вложено так много смыслов - это и связь человека с природой, и внимание к ближнему, и умение дорожить своими традициями...
- А в целом все это складывается в очень простое понятие гармонии. Я ведь
музыкант и считаю, что само это понятие, прежде всего, музыкальное. Потому что гармония – это такой процесс, когда звуки сливаются воедино и получается благозвучие. Каждая нота имеет свое звучание, каждый звук необходим, и вместе они прекрасны, как никогда не будут прекрасны по отдельности. Природа сама по себе гармонична. Трава никогда не вырастет, если не будет воды. И человек — существо гармоничное. Которому, в принципе, не так-то много для этой гармонии нужно. Иметь теплый кров, где его ждут, уважать себя, природу, людей вокруг, ценить то, что имеешь, не отказывать в помощи, получать удовольствие от работы. Вроде ничего не забыла... А еще помнить о здоровье. У меня вот сегодня болит рука, я из-за этого чувствую себя не совсем гармоничным человеком (смеется), хотя стараюсь им быть.
- Вы производите впечатление человека, который занимается тем, что любит.
- Надеюсь, что это так, потому что работу, правда, люблю. Пытаюсь, Чтобы она была для меня не просто механическим действием, но и творчеством.
- Но хобби какое-то, надеюсь, у вас есть?
- Это очень банально, но для меня хобби - домашнее хозяйство. Мне нравятся какие-то исконно женские занятия. Люблю заниматься уборкой, обожаю готовить, вязать. Недавно себя на мысли поймала: зачем навожу порядок там, где недавно наводила? А потому что мне это приносит удовольствие. Опять-таки вот она, связь с природой. Раньше для женщины ведение хозяйства было рутинным занятием, но сейчас, когда у нее появилась возможность самореализации, домашние дела стали тем, в чем женшина нуждается. Так или иначе, но достигается гармония. Природа расставляет все по своим местам. Я ведь, прежде всего, жена, мама четверых детей и уже бабушка шестерых внуков. Правда, необычная бабушка, эмансипированная (смеется).
- Может подскажете, как в наш век космополитизма и глобализации сохранить и не потерять свою национальную самобытность, традиции,такие, как Наурыз?
- Мы не потеряли их в сложные исторические периоды, пронесли сквозь века и уж точно не потеряем сегодня. У казахстанского народа очень богатая культура, которая будет жить. Самое главное - это сохранить язык и традиции. Но это - задача не только государства, но и людей, которые в нем живут. Нужно начинать с себя. Принимать свою связь с природой, с традициями, со своим народом. Тогда все сохранится. И наступит гармония.
- Какие, например?
- Возьмите любую книгу о традициях казахского народа, и вы не найдете там такого понятия, как «сирота». Его просто не было в жизни. Даже если ребенок оставался без родителей, он не чувствовал себя сиротой. У него были дяди, тети и десяток других родственников, которые в любом случае взяли бы его на воспитание, заботились бы о нем, дали дорогу в жизнь. Детей не бросали. Никогда. А сейчас это стало происходить гораздо чаще. И мы стали отдаляться друг от друга. Дети родных братьев раньше никогда не назывались двоюродными. Только родными. Потому что у них одна кровь, и они — часть своей семьи, которую нужно оберегать.
Конечно, вопрос воспитания - дело каждой, отдельно взятой семьи. Но сироты, больные дети, нуждающиеся старики, да и все другие социально незащищенные люди - это проблема не только государства, но и всего общества. Человек не
должен оставаться в стороне от проблем ближнего - это ненормально. Поэтому мы в нашем институте стараемся помогать тем, кто нуждается в поддержке. У нас есть благотворительная акция, ставшая уже традиционной. Это, конечно, немного. Но вода камень точит.
- Не заметили, что сегодня у благотворительности появилась и другая сторона? Для кого-то помощь ближнему стала пиар-ходом, саморекламой.
- В любом случае эта помощь имеет положительные последствия. Богатые люди порой жертвуют такие суммы, которые сложно собрать даже общими усилиями разных людей. И эти деньги могут помочь, например, человеку, который нуждается в сложной операции. Хотя мне не очень нравится слово «пожертвование». Оно несет такой смысл, как будто мы делаем что-то против своей воли и вне своих интересов. Я б назвала это творение добра, которое опять-таки идет издревле. Вспомним, что в аулах не жили обособленно, все были связаны между собой. И если у кого-то вдруг начинали дела идти лучше, чем у других, из его юрты постоянно клубился дым и пахло разными яствами, но он не делился ни с кем, то люди начинали обижаться. Впрочем, тех, кто не делился, почти не было. Все сразу же начинали угощать соседей. Народная мудрость такова: чем больше ты отдашь - тем больше к тебе придет.
- И все же, несмотря на традиционную гостеприимность казахов и других народов нашей страны, мне кажется, что мы стали утрачивать чувство добрососедства. Сегодня мы можем даже не знать, кто живет в соседней квартире.
- И, опять-таки в преддверии Наурыза вспомним, что в степи была прекрасная традиция. После сложной зимы люди объезжали соседние аулы, чтобы узнать, как там пережили зиму, все ли у них хорошо, не нуждаются ли они в помощи? Люди убеждались в том, что у друзей все нормально, а значит, можно спокойно встречать день весеннего равноденствия. Конечно, зима давно уже перестала быть для нас суровым испытанием. Но почему все же не заглянуть к соседям, угостить их баурсаками, узнать, как у них дела. Или пригласить в гости друзей. Нельзя быть эгоистами.
- А проявляет ли интерес к национальным традициям молодежь, вашистуденты?
- Безусловно. Причем интерес их не конъюнктурный, а настоящий, искренний. Хотя студентам сейчас сложнее, чем когда бы то ни было. В нашей системе образования очень много внимания уделяется самостоятельной работе - им приходится много работать. И времени на что-то другое почти не остается. Но, когда мы начинаем праздновать Наурыз, то от желающих принять участие в этом процессе просто нет отбоя! Все хотят иметь свою роль в постановке, одеть красивый костюм, почувствовать себя участником таинства национального обряда.
- Похоже, вы, Салтанат Ануарбековна, предпочитаете выбирать не самые легкие пути! Готовите постановки, достаете костюмы, тратите на все это нервы. Но куда легче просто прочитать лекцию о национальных традициях...
- А что человек запомнит из этой лекции? Послушает и забудет. А когда девушка наденет красивый головной убор, а молодой человек начинает петь Жарапазан, песнь прославление в честь того, что люди дожили до весны и тепла, с пожеланиями счастья, здоровья, то студенты воспринимают обряд уже совершенно по-другому. Или когда мы ставим юрту во время общегородского празднования Наурыза... Поем, угощаем людей. Так молодежь постепенно, подчас незаметно для себя, проникается уважением к предкам, их мудрости. Кстати, в этом году мы - я и мои студенты - уже в 21-й раз будем праздновать Наурыз в центре Костаная. То есть, по сути, это третий семилетний цикл.
- Вы делаете акцент на символизме Наурыза. Почему? Это действительнотак важно?
- Дело в том, что в этом празднике заложена глубокая философия. Ведь и свою жизнь люди отождествляют со сменой времен года. Весна - рождение. Лето - время, когда ты строишь свою личность. Осень - когда пожинаешь плоды содеянного. Зима - это зрелость. То есть во всем есть глубинное, естественное, ритуальное понимание того, как наша жизнь связана с природными явлениями. Эта связь заложена в каждом из нас. Просто кто-то осознает ее сразу, а кто-то позже. Люди не зря говорят: «Ак мол болсын», когда желают благосостояния. Потому что богатый дастархан - не просто пиршество и желание поесть, это залог того, что весь следующий год будет таким же благополучным, как и его начало.
- Я вот впервые подумала о том, что в одном празднике вложено так много смыслов - это и связь человека с природой, и внимание к ближнему, и умение дорожить своими традициями...
- А в целом все это складывается в очень простое понятие гармонии. Я ведь
музыкант и считаю, что само это понятие, прежде всего, музыкальное. Потому что гармония – это такой процесс, когда звуки сливаются воедино и получается благозвучие. Каждая нота имеет свое звучание, каждый звук необходим, и вместе они прекрасны, как никогда не будут прекрасны по отдельности. Природа сама по себе гармонична. Трава никогда не вырастет, если не будет воды. И человек — существо гармоничное. Которому, в принципе, не так-то много для этой гармонии нужно. Иметь теплый кров, где его ждут, уважать себя, природу, людей вокруг, ценить то, что имеешь, не отказывать в помощи, получать удовольствие от работы. Вроде ничего не забыла... А еще помнить о здоровье. У меня вот сегодня болит рука, я из-за этого чувствую себя не совсем гармоничным человеком (смеется), хотя стараюсь им быть.
- Вы производите впечатление человека, который занимается тем, что любит.
- Надеюсь, что это так, потому что работу, правда, люблю. Пытаюсь, Чтобы она была для меня не просто механическим действием, но и творчеством.
- Но хобби какое-то, надеюсь, у вас есть?
- Это очень банально, но для меня хобби - домашнее хозяйство. Мне нравятся какие-то исконно женские занятия. Люблю заниматься уборкой, обожаю готовить, вязать. Недавно себя на мысли поймала: зачем навожу порядок там, где недавно наводила? А потому что мне это приносит удовольствие. Опять-таки вот она, связь с природой. Раньше для женщины ведение хозяйства было рутинным занятием, но сейчас, когда у нее появилась возможность самореализации, домашние дела стали тем, в чем женшина нуждается. Так или иначе, но достигается гармония. Природа расставляет все по своим местам. Я ведь, прежде всего, жена, мама четверых детей и уже бабушка шестерых внуков. Правда, необычная бабушка, эмансипированная (смеется).
- Может подскажете, как в наш век космополитизма и глобализации сохранить и не потерять свою национальную самобытность, традиции,такие, как Наурыз?
- Мы не потеряли их в сложные исторические периоды, пронесли сквозь века и уж точно не потеряем сегодня. У казахстанского народа очень богатая культура, которая будет жить. Самое главное - это сохранить язык и традиции. Но это - задача не только государства, но и людей, которые в нем живут. Нужно начинать с себя. Принимать свою связь с природой, с традициями, со своим народом. Тогда все сохранится. И наступит гармония.
Дилара Аронова
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО