По пути «чучхе», или Рухнет ли «Берлинская стена» между Северной и Южной Кореей

Костанайские новости, 2014 г., 16 января (№ 5), стр. 14.

Сегодня Корейскую народно-демократическую республику называют с легкой руки политиков США «осью зла». Имея в виду, прежде всего, ее режим и особенно ядерную программу. При этом сама КНДР предпочитает именоваться «страной утренней свежести», которая идет по пути «чучхе» — самобытности. Правда, с 50-х годов прошлого века корейская самобытность раздвоилась. С тех пор в двух этих странах - Корее Южной и Северной - не только разная идеология, но и уровень экономического развития. И уже полвека стоит вопрос, возможно ли вновь объединение этих двух стран, по сути, одного народа. После того как рухнула знаменитая Берлинская стена, эта тема поднимается постоянно.
В своей новогодней речи новый северокорейский лидер Ким Чен Ын (текст ее, как сообщается, даже официально переслали по дипломатическим каналам в Москву) заявил, что корейская нация вынуждена «жить в разлуке по вине внешних сил». И что «необходимо создать атмосферу оздоровления отношений между Севером и Югом». Значит ли это, что КНДР официально взяла курс на объединение? С этим, видимо, придется подождать. Потому что не все «внешние силы» в этом заинтересованы. А по Ким Чен Ыну, «выпрашивать у чужих международного содействия — это позорная, низкопоклонническая, продажная акция тех, кто бросает судьбу нации в чужие руки».
Надо заметить, что третий по счету в династическом списке Северной Кореи - Ким Чен Ын - не очень оправдывает чаяния западных политологов, поспешивших окрестить его «корейским Горбачевым». Самый молодой правитель планеты упрямо продолжает вести страну по пути «чучхе». Он раскрутил репрессивный аппарат (вспомним казнь собственного дяди), а во внешней политике вновь пообещал вытащить «ядерную дубинку». И только тяжелое материальное положение Северной Кореи вынуждает её принимать осторожные шаги по выходу из изоляции и вести переговорный процесс с «заклятыми врагами» - Южной Кореей и США.
Об экономических проблемах северян наглядно говорит факт распродажи стратегических запасов золота. Правда, информация эта появилась благодаря южнокорейским агентствам, и верить ли ей — тоже вопрос. А главным скупщиком золота, по тем же данным, является Китай, доминирующий экспортер на северокорейском рынке. Идеологически такой шаг КНДР - проигрыш. Но экономически, особенно учитывая международные санкции после прошлогоднего запуска ракет — вынужденная необходимость. Сегодня в Северной Корее единственным источником получения дополнительных средств является возобновление промышленной зоны в Кэсоне с участием южнокорейских компаний. Но беда в том, что в периоды напряженности отношений с южным соседом этот проект регулярно приостанавливается. Хотя КНДР это невыгодно, особенно сейчас.
Между тем Южная Корея на прошлой неделе официально объявила о проведении в конце февраля совместных с американцами маневров. Союзников не смутил тот факт, что учения получили негативный отклик у Севера - сорвались предложения о возобновлении встреч семей, разделенных войной начала 50-х годов прошлого века. Лидер Северной Кореи уже назвал эти учения отработкой возможного сценария по вторжению.
США и мировое сообщество постоянно называют северокорейский режим угрозой. Однако, по мнению европейских политологов, его жизнеспособность выгодна сверхдержаве. Это один из способов оказания давления на Китай в виде постоянного присутствия в регионе. Для Японии же Корея - весьма опасный соперник и экономический конкурент в случае объединения. Более того, объединившаяся страна автоматически станет ядерной державой, что может вынудить Японию включиться в военную гонку.
И надо полагать, что на этом поле мир ждут новые политические сюрпризы. Не всегда безопасные для соседей.
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук, зав. кафедрой
Всемирной истории, основ праваи экономики КГПИ

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Кітапхана БАҚ-тағы жарияланымдар По пути «чучхе», или Рухнет ли «Берлинская стена» между Северной и Южной Кореей