Квиллинг: руки учат голову
Учительская плюс, 2013 г., 15 ноября (№ 41), стр. 10
Юлия КУЗЬМЕНКО, магистр педагогики и психологии, ст. преподаватель кафедры ДНиСО КГПИ,
Анастасия ЗАСТУПНЕВИЧ, студентка 4 курса специальности «дефектология» КГПИ
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды?
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга», - писал академик Иван Павлов. В своей статье мы хотели бы рассказать о детях с задержкой психического развития (ЗПР), об их особенностях и развитии творческих способностей через технику квиллинга.
Особенности развития
Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообу-чаемые, педагогически запущенные. Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а в последнее время он получил широкое распространение и у нас. Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического. Отмечено, что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций.
Возможно, поэтому в последнее время к проблеме детей с ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ЗПР сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровгао развития, тогда как в другом случае присутствует системное недоразвитие речи — нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. В начальной школе дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Нарушение тонкой моторики у младших школьников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является творчество.
Возможно, поэтому в последнее время к проблеме детей с ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ЗПР сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровгао развития, тогда как в другом случае присутствует системное недоразвитие речи — нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. В начальной школе дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Нарушение тонкой моторики у младших школьников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является творчество.
Творчество - в помощь
Большая ответственность возлагается на педагога, который помогает детям с задержкой психического развития узнавать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!».
Дети с ЗПР живут в своем закрытом, недоступном для нас мире, но они талантливы так же, как и все дети. Эти ребята рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. В силу своих «ограничений» они воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональнее, чем их здоровые сверстники. И именно в занятиях творчеством дети находят отдушину, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материями, свое умение владеть телом, голосом, речью.
Творческая деятельность детей проявляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе нее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность самовыражения.
Всем известно, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Дети с ЗПР живут в своем закрытом, недоступном для нас мире, но они талантливы так же, как и все дети. Эти ребята рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. В силу своих «ограничений» они воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональнее, чем их здоровые сверстники. И именно в занятиях творчеством дети находят отдушину, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материями, свое умение владеть телом, голосом, речью.
Творческая деятельность детей проявляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе нее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность самовыражения.
Всем известно, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Научить трудиться
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой творческой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих ребят встает первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку всех мельчайших компонентов трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
В ходе творческой работы у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся. В ходе творческой работы дети выполняют поделки из различных материалов: бумаги, ткани, проволоки, бросового материала.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку всех мельчайших компонентов трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
В ходе творческой работы у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся. В ходе творческой работы дети выполняют поделки из различных материалов: бумаги, ткани, проволоки, бросового материала.
Волшебство квиллинга
В современном мире работа с бумагой носит название «квиллинг». Квиллингом называют искусство рукодельного изготовления различных художественных композиций из длинных и узких полос бумаги посредством их скручивания в спирали.
История возникновения и развития бумагокручения весьма необычна. Видимо, квиллинг появился в средневековой Европе. Тогда специальная бумага для квиллинга была недешевой, поэтому он стал искусством высших слоев общества. В виде инструмента для скручивания бумаги тогда применяли перья птиц, отсюда и происхождение названия квиллинг (от английского слова quill, обозначающего «птичье перо»).
А вот, к примеру, в Корее бумагокручение имело характерные, присущие только искусству Востока, свойства. Каждая из работ корейского мастера квиллинга могла потребовать большого времени и выделяться величайшей тонкостью исполнения. Богатые древние традиции Востока дали искусству квиллинга невиданные краски.
Восточные и западные техники квиллинга, равно как и темпераменты, сильно различаются. В Европе предпочитают быстрые техники с небольшим количеством деталей, напоминающие мозаики. На Востоке же кропотливо создаются квиллинг-работы из очень тонких, объемных кружев со множеством деталей, которые напоминают настоящие шедевры ювелиров.
В Казахстане, в частности в Костанае, бумагокручение является в большей степени семейным занятием и мало где используется в виде творческих кружков. Мы полагаем, что применение техники квиллинг среди детских, школьных организаций является актуальной проблемой в наше время. Решение мы видим в разработке перспективного плана и создании мини-клуба «Волшебный завиток» для занятий во внеурочное время и развития творческих способностей детей с ЗПР с помощью техники квиллинга.
История возникновения и развития бумагокручения весьма необычна. Видимо, квиллинг появился в средневековой Европе. Тогда специальная бумага для квиллинга была недешевой, поэтому он стал искусством высших слоев общества. В виде инструмента для скручивания бумаги тогда применяли перья птиц, отсюда и происхождение названия квиллинг (от английского слова quill, обозначающего «птичье перо»).
А вот, к примеру, в Корее бумагокручение имело характерные, присущие только искусству Востока, свойства. Каждая из работ корейского мастера квиллинга могла потребовать большого времени и выделяться величайшей тонкостью исполнения. Богатые древние традиции Востока дали искусству квиллинга невиданные краски.
Восточные и западные техники квиллинга, равно как и темпераменты, сильно различаются. В Европе предпочитают быстрые техники с небольшим количеством деталей, напоминающие мозаики. На Востоке же кропотливо создаются квиллинг-работы из очень тонких, объемных кружев со множеством деталей, которые напоминают настоящие шедевры ювелиров.
В Казахстане, в частности в Костанае, бумагокручение является в большей степени семейным занятием и мало где используется в виде творческих кружков. Мы полагаем, что применение техники квиллинг среди детских, школьных организаций является актуальной проблемой в наше время. Решение мы видим в разработке перспективного плана и создании мини-клуба «Волшебный завиток» для занятий во внеурочное время и развития творческих способностей детей с ЗПР с помощью техники квиллинга.