Рождённый в День всех святых
Костанайские новости, 23 мая (№ 71), стр. 11
Брюссель — центр большинства современных интеграционных объединений, а бывший премьер-министр Бельгии — законный глава Евросоюза. Если бы не эти обстоятельства, наверняка быть стране на задворках европейских событий, а её лидерам - политиками исключительно регионального масштаба.
Херману ван Ромпею судьба уготовила особую роль. Этот бельгиец фламандского происхождения, человек скромной внешности, свойственной большинству «серых кардиналов» в политике - одно из главных лиц в череде нынешних реформаторских устремлений в интеграционных процессах Европы. По слухам, когда страну на грань раскола поставило обострение взаимоотношений между франкоговорящими валлонцами и фламандцами, говорящими на диалектах голландского языка, бельгийский король Альберт II полтора часа уговаривал нашего героя занять пост премьер-министра.
Но менее чем через год, в 2010-м, ван Ромпей сменил этот пост на главную общеевропейскую должность, введённую в результате принятия Лиссабонских соглашений, временно заменивших так и не одобренную всеми европейцами Евроконституцию. Главным конкурентом Хермана был не кто иной, как Энтони Блэр. Но вряд ли континентальная Европа согласилась бы увидеть на этом посту британца, а компромиссная фигура бельгийца устроила большинство, в чём некоторые усмотрели проявление «всемирной теории заговора».
Основными функциями председателя Европейского совета стала организация регулярных саммитов, как формы диалога между странами Европейского союза. И с этой задачей, причем в кризисных условиях, он справляется вполне успешно, правда, без особого лоска, находясь «в тени» харизматичного председателя Комиссии европейских сообществ Жозе Мануэля Баррозу. Заслуг Ромпея при этом умалять не стоит. Европейское пространство недавно пополнилось 28-м членом - Хорватией, а также удостоилось в 2012 году Нобелевской премии мира за «успешную борьбу за мир, демократию и права человека».
Самым сложным, по утверждениям ван Ромпея, для Еврозоны был 2012 год. Тогда камнем преткновения стало принятие бюджета Евросоюза на 2014-2020 годы. Европарламент обвинил главу ЕС в мягкотелости и призвал сопротивляться оказанию давления, а также пригрозил правом вето в случае тенденции к дальнейшему сокращению долгосрочного бюджета. В итоге на февральском саммите 2013 года бюджет на компромиссной основе всё же был принят.
Сам Херман предстал в роли эдакого политического врача-психотерапевта, регулярно добавлявшего «ложку мёда в общую бочку дёгтя» еврокризиса. На все проблемы как внутри-, так и внешнеполитической деятельности Евросоюза у президента ЕС есть собственное мнение, которое выглядит весьма обтекаемым. При этом он абсолютно уверен, что процесс интеграции имеет свои чёткие пределы, и ЕС не превратится в Соединённые Штаты Европы, поскольку «...мы не похожи на США. Мы говорим каждый на своём языке, в Европе 23 языка, каждая страна - это отдельная личность со своей особенной историей». На днях в очередном интервью Euronews Херман ван Ромпей заявил: «Кризис показал: мы в состоянии сделать сегодня то, что раньше казалось недостижимым... Мы увидели: единственным действенным ответом на кризис стало... расширение полномочий европейского центра, а не их сокращение. Это урок, который мы извлекли в последние два-три года. Так что давайте надеяться, что наш европейский дом с преодолением кризиса станет лишь крепче».
В ноябре 2014 года Ван Ромпей, по собственным заверениям, после снятия полномочий намерен покинуть политику.
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук, зав. кафедрой
Всемирной истории, основ права
и экономики КГПИ