Путь в Европу. Удобен ли он Казахстану?
Костанайские новости, 2013 г., 26 сентября (№ 134), стр. 11
Министерство образования и науки пригласило на эту конференцию представителей казахстанских вузов и школ. Она потому и называлась стартовой, что в ближайшие месяцы программа должна заработать непосредственно в регионах. Финансирует ее, и это надо с самого начала подчеркнуть, Евросоюз и Совет Европы. Почему эти международные организации заинтересовал Казахстан и значит ли это, что нам пытаются диктовать некую политику образования, в частности, по правовым вопросам? И насколько самому Казахстану это надо?
Не будем забывать: географическое положение и политическое развитие нашей страны не исключают перспектив нашего взаимодействия с Европой. Современные мировые процессы носят глобальный характер, и, чтобы в них вписаться, надо знать их особенности. Для Казахстана важно как партнерство с Советом Европы, который является консультативным органом для содействия интеграционным процессам и занимается экспертизой уровня защиты прав человека в конкретном регионе, или стране, так и взаимодействие с Европейским Союзом, которое сулит нам, кроме всего прочего, политические и экономические дивиденды. Сегодня при вступлении во многие международные организации, в том числе в ВТО, одним из условий является соблюдение прав человека. Хотя в числе кандидатов в Европейский Союз Казахстан не значится, не станем отрицать: проекты ЕС и Совета Европы позволяют нам все более интегрироваться в мировое, в, частности, образовательное пространство.
Среди преподавателей, экспертов и организаторов конференции было много известных в своей сфере людей. Совет Европы представлял Рейнхильд Отте, Евросоюз — Рене Мали,сотрудник казахстанского Представительства этой организации. Но, в принципе, больше всего, ощущался немецкий дух. Именно германские эксперты предлагали участникам конференции свои модели правового воспитания. Конечно, наверняка в рамках гранта Евросоюза. Но надо видеть и то, зачем это нужно Евросоюзу. Там тоже понимают, что интеграционных процессов не избежать. И они заинтересованы если не в единых подходах к правовому воспитанию, то в стабильности гражданского общества в стремительно развивающихся странах. Весьма веско прозвучало мнение директора НИИ правовой политики и конституционного законодательства Казахского гуманитарно-юридического университета, профессора, экс-судьи Конституционного Совета Сергея Ударцева. Он напомнил о том, что демократизация общества не является постоянным самостоятельным процессом, а зависит от многих обстоятельств. Правовое воспитание, по его мнению, должно занять важнейшую нишу в образовательной среде. Это и введение правовых предметов в учебных заведениях всех уровней, широкая публикация правовых документов, в том числе и о деятельности важнейших политико-правовых органов. К примеру, публичных отчетов уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.
К сожалению, евроэксперты, какие бы модели не предлагали мы, априори относятся к ним как авторитарным. И в этом есть объективное начало. У них в Европе (включая мусульманскую Турцию) гражданственность воспитывается через законы. Законами меряется твоя гражданская позиция, поощряется гражданская активность. У них правовое образование в учебных заведениях начинается с младших классов и проходит через все возрастные звенья. У нас в школе этому посвящен час в неделю только в девятом классе. Причем, правовой нигилизм искореняют, если так можно выразиться, отнюдь не учителя — правоведы (их, кстати, готовят, но они остаются невостребованными), а историки. В колледжах и вузах этот пробел пытаются заполнить, но, как показывает жизнь, иногда бывает поздно.
Европейцы собираются в Казахстане осуществить несколько своих пилотных образовательных проектов, даже наметили две школы — в Астане и Кызыл-Орде. Что из этого получится - пока не ясно, кажется, и самим авторам. Поэтому двухдневную конференцию можно расценивать, скорее, как побуждение Казахстана к действию, нежели практическое руководство. Реализация предложенных моделей зависит, в том числе, и от того, готовы ли мы принять европейский опыт правового развития, пока весьма отличный от нашего мировосприятия.
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук, зав. кафедрой
Всемирной истории, основ права
и экономики КГПИ