Страсти по-болливудски
Костанайский новости, 2013 г., 15 августа (№ 113), стр. 11
До середины прошлого столетия Индия была английской колонией. В свое время Великобритания разделила эту колонию на две части — Индийский союз и Пакистан. И это сказывается до сих пор. Между двумя странами так до конца и не решены территориальные вопросы. Отсюда и огромные военные бюджеты, и неуёмное стремление укрепить свой оборонный потенциал. Хотя Индия и Пакистан официально не признаны членами «ядерного клуба», де-факто они являются таковыми уже не одно десятилетие.
Замечено, что Индия в последнее время старается использовать, в первую очередь, свой дипломатический ресурс и не участвовать в региональных конфликтах. Однако дипломатические выпады в отношении Пакистана очень часто выглядят колкими и достаточно агрессивными. Однако непростые отношения не являются препятствием для умеренного сотрудничества в различных сферах, в том числе и внешнеполитических. Чего стоит, например, намерение Пакистана, Индии и Ирана в сентябре этого года вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества - необходимые международные документы уже подготовлены.
Угроза военных конфликтов с соседями всегда вынуждала Индию вести серьёзное военное строительство. И это на фоне ее заявлений о мирном сосуществовании. Удивительно, но это противоречие вполне спокойно воспринималось мировым сообществом, что можно объяснить, пожалуй, лишь «ролью личности». Уж очень привлекательно выглядел образ семьи Неру-Ганди, продолжателем и выразителем политического курса которой сегодня является вдова Раджи-ва Ганди - Соня.
Столь позитивное отношение мирового сообщества можно объяснить и другим обстоятельством. Индия, как одна из наиболее динамично развивающихся стран, активно сотрудничает в экономической сфере с азиатскими государствами, большое влияние имеет и на африканский континент. Но ключевую роль в экономике продолжают играть западные державы - Великобритания, США, Канада. Во многом этим объясняется и достаточно «мягкое отношение» сверхдержав к «ядерным инициативам» этой страны. Более того, Сенат США в октябре 2008 года одобрил соглашение по ядерной кооперации с Индией, согласно которому она может вести торговлю ядерными материалами и технологиями, при этом продолжая игнорировать Договор о нераспространении ядерного оружия. И этот отказ не создал для нее таких серьёзных проблем, какие есть сегодня у других государств, которые мировое сообщество упорно пытается отнести к странам-изгоям. Между тем ее отношения с США не выглядят идеальными. Об этом заявляет и политическое руководство страны. Так, запуск самой крупной в стране атомной станции Куданкулам сопровождался акциями протеста общественных организаций, которые индийские политики сочли «адептами американского империализма». О давлении Запада прямо заявил и нынешний премьер-министр Индии Монмохан Сингх. Простые индийцы свой негатив объясняют недостойным поведением «молодого американского государства» к стране с великой культурой и тысячелетней историей.
Казахстан взаимодействию с Индией придаёт серьёзное значение. В основе сотрудничества лежит, как отмечают сами индийские политики и бизнесмены, «межцивилизацион-ный диалог». Надо полагать, что международный авторитет этой страны будет расти, и не только благодаря «военным мускулам». Она вполне может стать постоянным членом Совета безопасности ООН. Почему бы и нет.
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук, зав. кафедрой
Всемирной истории, основ права
и экономики КГПИ