Зачем школе психолог?
Учительская плюс, 2013 г., 14 июня (№ 21), стр. 6
НАЗМУТДИНОВ Ризабек, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии КГПИ
В образовании два главных действующих лица - учитель и ученик. Педагог-психолог должен оказывать действенную поддержку каждой из двух сторон. Именно он может помочь в выработке единой линии работы и педагогов, и родителей. Только успешное сотрудничество педагога-психолога, родителей и учителей приводит к должным педагогическим результатам.
Современные дети уже привыкли к психологу в школе. Некоторые учащиеся, особенно старшеклассники, не воспринимают его как человека, проверяющего их на «психость». Вместе с тем школьники младшего и среднего звена воспринимают психолога как человека, чем-то очень похожего на учителя. У таких детей возникает барьер, который не дает им быть до конца откровенными, делиться своими заботами и проблемами.
Опыт показывает, что отношение к школьному психологу находится в прямой зависимости от личной зрелости ребенка, родителя, учителя. Тем более что сегодня практическую психологию в образовании можно охарактеризовать только как зарождающуюся область знаний.
Деятельность педагога-психолога в школах также характеризуется рядом особенностей: широким спектром направлений психологической работы и отсутствием четких, устоявшихся алгоритмов ее организации. Чтобы соответствовать своей профессии, психолог должен хорошо владеть прикладной психодиагностикой, приемами консультирования, навыками психотерапевтической и коррекционной работы. На деле работа школьного психолога намного шире -это выступления на семинарах и педсоветах, участие в проведении родительских собраний, кружковые занятия, составление психолого-педагогических характеристик на учащихся из «групп риска», личная ответственность за психологическое состояние каждого ребенка в школе.
Понятно, что такой широкий спектр работы доступен далеко не каждому педагогу-психологу, даже вполне состоявшемуся. Действует и субъективный фактор: один психолог специализируется на тренингах, другой упражняется в диагностике, у третьего хорошо получается кор-рекционная работа. Сложности могут возникнуть и в определении социального заказа со стороны учителя, администрации школы. Обращение к педагогу-психологу подчас формулируется как жалоба на ученика, от специалиста ожидают конкретного «диагноза» и конкретного совета. Иногда выполнить такое пожелание просто невозможно.
Эмоциональную нагруженность школьного психолога усиливаег необходимость выполнять много видов работы, не входящей в его должностные обязанности. Поэтому, к сожалению, у психологов нередко не остается времени, а может быть, и желания пообщаться с детьми на волнующие и интересующие их темы.
Учитывая названные проблемы, становится понятна и актуальность вопросов адаптации молодых педагогов-психологов в общеобразовательных школах. Выпускники без достаточного опыта работы попадают в условия, где от них часто требуют и ждут не того, к чему они готовились па студенческой скамье.
Так зачем школе психолог? Вряд ли сегодня можно получить однозначный ответ. Вариантов много, довольно часто они полярные. Но это и хорошо, чем больше разных ответов, тем больше шанс прийти к общему знаменателю. Только время и всемерная поддержка педагога-психолога помогут осознать его роль и место в современном образовательном процессе.