Афганский излом
Костанайские новости, 23 мая (№ 71), стр. 11 | Политкомментарий
На днях Белый дом объявил о намерении сократить расходы на афганскую операцию на 10 процентов и начать постепенный вывод войск из страны. Очевидно, что Афганистан, с которого началась американская борьба с международным терроризмом, так и не перестал быть его рассадником.
Более того, враги США - талибы - на предстоящих весной 2014 года президентских выборах имеют шанс вполне демократическим путем получить власть в стране. Для этого их лидерам, тому же мулле Омару, достаточно до 6 октября нынешнего года зарегистрировать свою кандидатуру. Такой сценарий, невозможный еще пару лет назад, сейчас не отрицается и президентом Афганистана Хамидом Карзаем.
Когда-то после ухода советских войск Карзай даже сотрудничал с талибами. Но уже с 1997 года стал их непримиримым противником и секретным агентом изгнанного из страны монарха Захир-шаха. Престарелый Захир-шах вернулся в Афганистан из вынужденной ссылки в Италии в 2002 году. Это добавило определенного шарма режиму Карзая, но не более того. Однако при полном американском доверии и поддержке первое время ему ничего не угрожало. Однако сегодня положение Карзая все чаще сравнивают с Мохаммадом Наджибуллой, который после ухода советских войск недолго удерживал власть в стране, а затем был казнен талибами. Теперь время правления Наджибуллы с его политикой примирения и социальными преобразованиями 90 процентов афганцев считают чуть ли не «золотым веком» своей истории. А вот Карзай такого авторитета завоевать не сумел, для большинства он остается американской марионеткой.
С уходом американцев президенту Афганистана, по сути, в одиночку придется договариваться с оппозицией — иначе потеря власти неизбежна. Сам он считает, что стабильность в стране можно будет поддержать лишь улучшением экономической ситуации, укреплением обороноспособности, и все это - при поддержке мирового сообщества.
Однако пока о стабильности говорить не приходится. Афганистан по-прежнему пугает мир возможностью планетарных поставок наркотиков. Чтобы вытеснить этот преступный бизнес, Германия готова тратить после 2014 года в течение десятилетия более 400 миллионов евро ежегодно на создание инфраструктуры в северных районах Афганистана. Другим стимулом для экономического развития (впрочем, и как для транспортировки наркотиков) может стать строительство железной дороги, соединяющей Афганистан с Туркменией и Таджикистаном.
Казахстан также понимает необходимость реального участия в разрешении афганской проблемы. Наши мажилисмены недавно посетили страну, чтобы обсудить возможности политического и экономического сотрудничества. Казахстан готов поддержать нынешнее руководство страны и в военной сфере. Улучшить свою обороноспособность афганская армия также надеется, получив при финансовой помощи американцев российскую технику.
Хамид Карзай, оказавшись в цейтноте, пытается проявить дипломатическую активность. Он уже побывал в России и Катаре и отчасти показал себя противником американского присутствия в регионе. Однако в его речах много популистских, не привязанных к ситуации в стране заявлений. Например, он в очередной раз отказывается признать существующую границу между Афганистаном и Пакистаном. Все это приводит к выводу: после ухода американцев нынешнему режиму будет сложно удержать власть в стране. Сегодня такой вариант предвидит и Россия, которая выступает за совместную защиту внешних рубежей СНГ. Ведь именно страны Содружества первыми окажутся на пути наркотрафика из Афганистана.
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук, зав. кафедрой
Всемирной истории, основ права и экономики КГПИ