Между монархией и республикой

Костанайские новости, 2017 год, 1 июня (№ 61), С. 11.| ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ

samarkin sergey

1 июня для Австралийского континента – знаменательная дата. Именно в этот день 1829 года началось колониальное освоение этих земель европейскими (британскими) поселенцами. Основанный ими Австралийский Союз сегодня играет одну из важнейших ролей как в региональной, так и мировой политике.

Июнь – вообще месяц праздников для государства-континента. Так, 3 июня коренное население отмечает День Мабо, символизирующий юридическое подтверждение права австралийских аборигенов и жителей островов «...владеть и пользоваться землей в местах их традиционного проживания». А ровно полвека назад – в 1967 году – коренные жители Австралии получили полные гражданские права.

Во второй понедельник июня австралийцы отметят очередной день рождения королевы. Ведь формально Австралия является королевством Содружества, возглавляемого английским монархом. Референдумы конца прошлого века не заставили отказаться от этой политической традиции. Елизавета II – один из символов государственности. Очевидно, что в ближайшей перспективе Австралия всё же станет республикой, но, по утверждениям большинства политиков и жителей «зеленого континента», не при этом монархе.

Формальная власть Елизаветы II в Австралии осуществляется через ее официального представителя – генерал-губернатора. Сегодня им является олицетворение современной австралийской внешней политики последних десятилетий – Питер Джон Косгроув. Он – участник войны во Вьетнаме, бывший командующий вооруженными силами Австралии, под чьим руководством австралийские военнослужащие приняли участие в Иракской войне 2000-х годов в составе сил международной коалиции во главе с США.

Еще один из символов страны – ее столица. Спор о главном городе между Сиднеем и Мельбурном стал основанием для принятия «соломонова решения». На равном расстоянии между ними был отстроен административный центр Канберра, что в переводе с языка аборигенов означает «место встречи» или «место для собраний».

Надо сказать, что фактически Австралия – парламентская демократия с двухпартийной моделью. Последние двадцать с лишним лет (с небольшим перерывом) во главе страны стоит Либеральная партия, соперничающая с лейбористской. Действующий глава государства – премьер-министр Малкольм Блай Тернбулл.

Австралия не пестрит в колонке главных международных событий. Она больше континент-«клондайк» для ученых, искателей приключений, туристов. Однако нельзя не заметить: Австралийский Союз находится в начале второго десятка наиболее развитых стран мира, здесь одна из ведущих экономик Азиатско-тихоокеанского региона. Главные торговые партнеры Австралии – Япония, Китай и Южная Корея. Из соседей – Новая Зеландия, из стран Содружества – ЮАР и Индия. На Китай и вовсе приходится треть всего австралийского экспорта и четверть импорта. Австралия – один из главных мировых экспортеров угля, лидер мирового животноводства. Не случайно Украина пыталась решать энергетические проблемы с помощью австралийского угля, а Казахстан перенять сельскохозяйственный опыт.

Однако близость к азиатскому региону порождает одну из главных проблем современного Австралийского Союза – потоки нелегальной миграции. Австралийские острова Индийского океана, по сути, – буферные зоны для так называемых «лодочников», стремящихся достичь благополучного континента. Один из таких буферов – остров Рождества. Он известен и тем, что в начале века Россия пыталась построить здесь космодром. Австралия пыталась участвовать и в другом международном космическом проекте с участием российской стороны – «Морской старт». Однако все эти программы по субъективным и объективным причинам финансового и международного характера сегодня закрыты.

Главное международное влияние на Австралию традиционно оказывают США. Австралия – участник обеих мировых войн. В 1951 году совместно с США и Новой Зеландией создала военно-политический блок АНЗЮС (аббревиатура по названию стран). Это сотрудничество привело к участию страны в большинстве локальных конфликтов периода «холодной войны». Она и сейчас – один из инструментов влияния на крупные региональные и мировые конфликты. При этом позиция Австралии не всегда идентична американской. Допустим, по той же Ливии. После избрания Дональда Трампа на пост президента австралийская оппозиция развернула острую дискуссию о пересмотре отношений с США, в том числе и по договору о коллективной безопасности АНЗЮС. Правда, уже к маю позиция австралийского истеблишмента поменялась, что позволило Трампу назвать австралийцев «лучшими друзьями».

Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета дополнительного
образования КГПИ

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Кітапхана БАҚ-тағы жарияланымдар Между монархией и республикой