В свете идей статьи Лидера нации Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»

Білімді ел – Образованная страна, 2017 год, 30 мая (№ 20), С. 15. | Приоритеты

Б.М. УТЕГЕНОВА

Статья нашего Президента является историческим документом – программой духовного обновления казахстанского общества, которая открывает новые перспективы для нашего государства. Мы воспринимаем статью Лидера нации как стратегический документ, логически продолжающий ту систему мер по модернизации экономики, политики и социальной жизни казахстанцев, о которых Президент говорил в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана, а также созвучен объявленному в начале года этапу модернизации экономики и политической жизни страны.

Как подчеркивает в статье Н.А. Назарбаев, сегодня актуальным является видение того, «как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей».

Как отметил Президент, «каждый казахстанец должен понимать, что образование –самый фундаментальный фактор успеха в будущем». Несмотря на трудности и сдерживающие объективные и субъективные факторы модернизации и реформирования системы образования, в Казахстане созданы условия для увеличения образовательных инвестиций, улучшения его качества и выхода на международный уровень. Тому свидетельство – переход на 12-летнее среднее образование, обновление содержания образования на всех ступенях с учетом тенденций международного уровня образования, создание Назарбаев Университета, НИШ, переход на кредитную систему обучения в вузах, автономия вуза и др. программные действия. Образовательная сфера в конкурентоспособном обществе перестает быть простым элементом социальной сферы, а становится инструментом, через который осуществляются инвестиции в будущее страны.

Важнейшим аспектом конкурентоспособности является создание новой образовательной модели, позволяющей перейти к трехъязычному образованию. И здесь закономерно актуализируется задача поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Прорыв на качественно новый уровень образования невозможен без создания в стране адекватной научной и образовательной базы. Одной из ключевых проблем профессионального образования является востребованность выпускников казахстанских вузов на рынке труда. Поэтому Лидер нации пишет в статье о «подготовке кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания».

Педагогический вуз направлен на среднее образование. Если соотнести подготовку учителей с содержанием среднего образования, то вуз должен готовить педагогические кадры, которые обеспечат достижение национальных целей в виде базовых компетенций учащихся:

  • понимать научную картину мира, иметь навыки поисково-исследовательской и творческой деятельности;
  • уметь соотносить свои возможности с реальной перспективой планирования и организации деятельности, ответственными за свои решения, поступки и свою жизнь;
  • быть патриотами своей Родины – Республики Казахстан, проявлять гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать взвешенную оценку происходящим социальным событиям;
  • владеть языковыми компетенциями через программу трехъязы-чия;
  • иметь навыки здорового образа жизни и др.

Педагогическое образование требует усиления в аспекте модернизации содержания опережающего профессионального образования будущих учителей с усилением социально-гуманитарной подготовки специалистов в области образования, направленной на формирование национального самосознания и казахстанского патриотизма. В педвузе необходимо активно внедрять краеведческий региональный компонент образования для реализации пропраммы «Туған жер». Этому способствует как содержание модульных образовательных программ, в которых имеется достаточно курсов с региональным компонентом для всей группы специальностей образования, так и образовательная среда педвуза с возможностями для дополнительного образования (работа педагогического отряда и «Школа вожатого», студенческие исследовательские группы (например, создание сайта «Я патриот» и другие).

Именно школа и высококвалифицированные педагоги казахстанского образования призваны формировать в молодом поколении национальную идентичность, патриотические качества. Сегодня учитель не может лишь читать и учить по учебникам. Современные тенденции развития общества требуют проявления инновации, компетентности, креативности. Учитель – самое важное лицо в школе. Широко обсуждаемый педагогической общественностью «Профессиональный стандарт педагога РК» призван определить четкие критерии по организации и оцениванию результатов труда педагога.

Современный учитель должен быть проявлением мира, толерантности, любви, ненасилия, уважительно относиться к детям, видеть в каждом ребенке личность, индивида, который может раскрыться тогда, когда учитель создаст для этого условия. Поэтому направления, включающие системные действия по модернизации подготовки и переподготовки педагогических кадров, дальнейшая информатизация образовательного процесса, усиление государственной поддержки и стимулирования учительского труда, активная пропаганда высокой миссии учителя, опыта и достижений наших лучших наставников-педагогов, учет лучших образцов международной практики подготовки педагогов позволяют говорить о созвучии требований к педагогу, которые отражены в статье нашего Президента.

Выделяя необходимость создания системы непрерывного образования на протяжении всей жизни, ее принципы, необходимо было положить в основу модернизации национального самосознания и формирования автономии ответственность каждого гражданина за будущее страны, собственную судьбу.

Статья Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» даст импульс формированию качественно новой образовательной системы и созданию динамичного интеллектуального общества. Стратегия развития общественного сознания казахстан-цев, определенная Главой государства, направлена на повышение конкурентоспособности страны в мировом сообществе. И одним из факторов успешной реализации этой задачи является система педагогического образования, чтобы будущие специалисты были подготовлены выполнять профессиональные задачи в воспитании и образовании подрастающего поколения с учетом реалий сегодняшнего дня и конкурентоспособности на мировом уровне.

Б.М. УТЕГЕНОВА,
заведующая кафедрой педагогики КГПИ,
кандидат педагогических наук, доцент
Костанай

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Кітапхана БАҚ-тағы жарияланымдар В свете идей статьи Лидера нации Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»