От «кошмара» к «альтернативе»?
Костанайские новости, 2017 год, 9 ноября (№ 124), С. 11. | ПОЛИТКОММЕНТАРИЙ
Одной из наиболее почитаемых и неоднозначно воспринимаемых дат в истории Германии является так называемый Судьбоносный день. Он отмечается сегодня – 9 ноября.
Термин «Судьбоносный» начал употребляться вскоре после Второй мировой войны, но особое значение приобрёл после разрушения Берлинской стены в 1989 году. Казалось, сакральная дата для всех немцев станет в итоге главным государственным праздником, если бы она не ассоциировалась с другими трагическими страницами немецкой истории.
Именно в этот день в 1848 году был казнен лидер революционного восстания в Австрийской империи Роберт Блюм, в 1918 году в ходе революции ликвидирована монархия, а в 1923 году Адольф Гитлер предпринял попытку государственного переворота («пивной путч»).
Кроме того, в этот же день в 1925 году образованы первые отряды СС, а в 1938 году уже в нацистской Германии произошла Ночь хрустальных ножей – уничтожение еврейского населения.
Сегодня Германия наверняка вспомнит прошлый исторический опыт и попытается определить перспективы своего ближайшего развития. «...В Германии 2017 года политика была вполне довольна собой. Последствия мирового экономического спада, начавшегося в 2008 году... были преодолены. Уровень производства 2008 года снова был достигнут в 2013 году, экономика росла хотя и медленно, но всё же непрерывно. С осени 2017 года чёрно-зелёное федеральное правительство возглавила Ангела Меркель. Статья коалиционного соглашения, касающегося интеграции и иммиграции, была особенно длинной».
Это отрывок из книги германского социал-демократа, экономиста и писателя Тило Саррацина «Германия: самоликвидация». Заглавие к данному утверждению – «Кошмар». Автор утверждает, что приговор Германии уже вынесен, фрау Меркель не думает об интересах Германии, а выходом может служить лишь «альтернатива», о которой заявляется вслед за «кошмаром». Причем альтернатива видится писателем, в том числе, и в «...растущем успехе правопопулистских партий».
Для многих немцев успех праворадикального движения «Альтернатива для Германии», ставшего третьей по численности партией бундестага, не выглядит ошеломляюще. Коренных жителей страны, как говорится, подготовили. Тот же Саррацин в своих многочисленных интервью регулярно подливает масла в огонь по иммиграционной и интеграционной проблемам. По его же утверждению, чуть ли не треть всех немцев готова поддержать «Альтернативу для Германии».
В самой Германии, так же как и в скандинавских странах, к публичному обсуждению перспектив радикальных партий относятся по меньшей мере неодобрительно. Но обратим внимание и на тот факт, что лидеры нынешней «Альтернативы» (например, Александер Гауланд) совсем недавно входили в число сторонников действующего канцлера. Это лишний раз свидетельствует о том, что в среде официальных политиков Германии не наблюдается единства, характерного для первого премьерства Ангелы Меркель. Её четвертое по счету присутствие на высшей должности не воспринимается как сенсация, но и абсолютным успехом очередную победу на выборах никто не считает.
Об отсутствии адекватного политического диалога во внутренней германской политике свидетельствует не только успех радикальной «Альтернативы для Германии», но и укрепление политических амбиций ряда ведущих политиков. После краха на выборах Социал-демократической партии Германии её лидер Мартин Шульц ушёл в открытую оппозицию и теперь яростно критикует канцлера за равнодушие к нуждам простых граждан. Даже союзник по блоку лидер Христианско-социального союза Баварии Хорст Зеехофер не соглашается с иммиграционной политикой Меркель. А ведь есть ещё лидеры других партий!
Неудивительно, что споры о создании правительственной коалиции не утихают. Какой она будет, станет ясно через неделю. Хотя очевидно, что черно-жёлто-зелёные цвета в политическом союзе однозначно будут присутствовать. Неслучайно новый формат коалиции сегодня уже именуют «Ямайкой» – по аналогии с основными цветами флага этого государства.
А пока идут споры, ряд политических старожилов уверенно набирают очки. Вольфганг ІІІойбле, входивший ещё в правительство Генриха Коля, занял пост председателя бундестага и уходить с него не намерен. Франка-Вальтера Штаинмайера долгие годы немцы воспринимали символом стабильности немецкой политики. Избранный на должность Федерального президента Штайнмайер уже совершил ряд знаковых визитов в Казахстан, Россию, прибалтийские страны, Австралию, Сингапур, Надо полагать, что именно эти люди в немецкой политике в судьбоносные дни сумеют найти нужную «альтернативу», которая не позволит стране скатиться в очередной «кошмар».
кандидат исторических наук,
декан факультета дополнительного и
дистанционного образования КГПИ