На пути к высоким стандартам обучения
Наш Костанай, 2017 год, 9 ноября (№ 89), С. 5. | Взгляд в будущее
Одно из направлений программы «Рухани жаңғыру» – «100 новых книг» активно обсуждается в педагогических кругах
Проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам был предложен Главой государства в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Суть его состоит в создании условий для полноценного образования студентов, изучающих историю, политологию, социологию, философию, психологию, культурологию и филологию. «Гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны, – пишет в своей статье Нурсултан Назарбаев. – Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее».
Для этого нужно в ближайшие годы по всем направлениям гуманитарного знания перевести 100 лучших учебников мира с разных языков на казахский язык и дать возможность молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018-2019 учебном году Казахстан должен начать обучать студентов по этим учебникам.
О своевременном решении Главы государства первыми заговорили педагоги высших учебных заведений, поскольку современная молодежь остро нуждается в получении именно мировых знаний. Свое мнение о проекте высказала кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики КГПИ Бибигуль Утегенова.
– Решение правительства вводить в образовательный процесс лучшие мировые книжные образцы по гуманитарным наукам сегодня не просто актуально, оно жизненно необходимо. Высшая школа, как правило, консервативна и учебники, которые у нас котируются и популярны по всем направлениям подготовки специалистов – в большей степени отголоски советской системы образования и не работают на формирование национального сознания, идентичности, культа гуманитарного знания, – отметила Бибигуль Утегенова. – Последнее и вовсе страдает. Не секрет, что философия, культурология – дисциплины, которые воздействуют на сознание человека, особенно молодого студента и будущего специалиста. К тому же количество академических часов в вузах сокращается. В технических же университетах социально-гуманитарные дисциплины и вовсе упразднили. Поэтому кафедры, готовящие специалистов, все силы бросают на то, чтобы студент был грамотным именно в своей сфере, о всесторонней гуманитарной развитости и говорить не приходится. Для преподавателей, которые работают над формированием сознания молодежи, тщательно продумывая каждое занятие, – это насущная проблема, которая теперь становится решаемой благодаря внедрению проекта, предложенного Президентом страны.
Мы сегодня много говорим о том, что у нас открыты двери в мир, о том, что должны внедряться лучшие образцы международного опыта подготовки специалистов. Процесс действительно идет. Чтобы профессионально подходить к предложенным учебным реформам, педагоги должны быть мобильны, полиязычны, понимать и уметь передавать культ знаний, предложенный мировыми признанными авторами. Я сама побывала в Португальском техническом университете. Каждый год кто-то из преподавателей нашего вуза выезжает за рубеж, изучают литературу, с которой там работают.
Полагаю, что и сам подход к выбору «100 новых учебников» очень грамотный. Был составлен рейтинг мировых книг, по которым работают семь лидирующих вузов мира – это Калифорнийский и Массачусетский технологические институты. Гарвардский, Стэнфордский, Оксфордский, Принстонский, Кембриджский университеты. Примечательно, что издания не будут переводиться на русский язык, их сразу переведут с языка оригинала на казахский. Это поможет в точности сохранить смысл того, что хотел донести до людей определенный автор.
Для этих целей на базе уже существующих переводческих структур создали негосударственное Национальное бюро переводов, которое по заказу Правительства РК начало эту работу уже летом 2017 года. Чего мы добьемся этой программой? Прежде всего, качественно другого уровня подготовки сотен тысяч наших студентов. Далее, это подготовка кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания. Наконец, это те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности. Важно помнить, что будущее творится в учебных аудиториях.
Наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5-6 лет.
Когда у наших студентов появится доступ к лучшим образцам научной мысли, они будут конкурентоспособными, с развитым аналитическим и критическим мышлением. Ведь в учебниках отобраны закономерно сложенные факты, которые надгеоргафичны по своей полезности.
Ксения МАЛИКОВА