"Ледниковый период" Казахстана и Кыргызстана
Костанайские новости, 2017 год, 19 октября (№ 115), С. 11. | ПОЛИТИКА | СВОЯ ТЕРРИТОРИЯ
На этой неделе в соседнем государстве подвели итоги президентских выборов. Победил экс-премьер-министр (чтобы участвовать в выборах, он специально оставил этот пост) Сооронбай Жээнбеков, представитель той же социалдемократической партии, что и действующий президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.
А за неделю до выборов случился скандал: А. Атамбаев позволил себе недипломатические высказывания в адрес Президента Казахстана за то, что тот встречался с кандидатом от оппозиции Бабановым. Затем последовали другие события: Кыргызстан усилил пропускной режим на своей стороне границы (в связи с выборами), Казахстан объявил о проведении антитеррористической операции со своей стороны. В итоге на границе образовалась «пробка». Атамбаев тут же заявил, что воспользуется своим правом созвать глав государств - членов Евразийского экономического союза по поводу закрытия Казахстаном границы для свободной торговли.
Мы попросили ректора КГПИ доктора исторических наук Еркина АБИЛЯ прокомментировать сложившуюся ситуацию.
– Еркин Аманжолович, что, по-вашему, происходит в отношениях Казахстана и Кыргызстана?
– Мне кажется, что дело не в отношениях между странами. По сути, здесь серьезных проблем нет. Дело в конкретном человеке – Алмазбеке Атамбаеве. Посыл его резких высказываний в адрес нашего Президента – предвыборная борьба и тот кандидат, который имел убедительную поддержку населения и не очень устраивал Атамбаева. Была внутриполитическая борьба, были, как говорится, и технологические ходы заинтересованных лиц. Плохо то, что сиюминутные внутренние интересы Атамбаев поставил выше отношений с соседями. Это говорит не в его пользу.
– Но почему Атамбаев все-таки позволил себе личные эмоциональные выпады против Назарбаева? Ведь, если говорить прямо, у них и вес в мировом сообществе несоизмеримый. Уже нашлись те, кто готов интерпретировать это так: Президент Казахстана тоже вот-вот потеряет власть, а потому «наезжать» на него безопасно.
– Я думаю так: Алмазбек Атамбаев сильно нервничал, потому что опасался: победит не тот, на кого делал ставку именно он. И тогда могут возникнуть проблемы у него лично. Это нервный срыв, который говорит, в том числе и о не очень высоком интеллекте, и о непрофессионализме. А ведь достаточно вспомнить, какие он пел дифирамбы Назарбаеву в Астане, когда Казахстан принял решение о выделении Кыргызстану ста миллионов долларов для восстановления инфраструктуры в качестве безвозмездного гранта. Что касается ухода Назарбаева, то это выдумки. Наш Президент демонстрирует здоровье и высокую активность. И по крайней мере до 2020 года политика в Евразии не будет проходить без него. Но даже тогда, когда придет преемник, стратегическая политика Казахстана радикально не изменится. В политике есть такое понятие – хромая утка. Это когда должность у человека есть, но он боится потерять власть. Так вот Атамбаев повел себя как классическая хромая утка. Хочет стать новым премьер-министром, который в Киргизии имеет большие полномочия. Станет или нет – посмотрим. Но если бы победил Бабанов, этот пост ему точно не светил бы. Напротив, могло светить что-то иное. Другие подводные камни искать не надо. Риторика в любом случае скоро изменится. Киргизия без нормальных отношений с Казахстаном, который физически обеспечивает все ее транзитные транспортные потоки, выжить не в состоянии. Наша страна контролирует также информационные потоки. Ни один здравомыслящий политик в таком случае не позволит себе то, что позволил Атамбаев. Казахстан может в любой момент закрыть границу. Причем обоснованно. В Киргизии не развит фитосанитарный и ветеринарный контроль, таможенная инфраструктура. И портить отношения с нами не в интересах соседа. Да и антиказахстанской истерии в киргизском обществе нет. Есть отдельные политики, которые вторят Атамбаеву, но не массовая поддержка. И завтра его преемнику придется исправлять ситуацию.
– Но легко ли будет это сделать?
– Это уже проблемы Кыргызстана. Сейчас весь мир будет смотреть, как будет проходить здесь смена власти. Если немирным путем, если кто-то захочет раскачать ситуацию, то можно ставить крест на демократическом пути этой страны. Атамбаев же хвастался: в Казахстане нет демократии, а у них есть. Посмотрим.
– Ударит ли рикошетом, как прогнозируют некоторые аналитики, «похолодание», пусть и временное, между Казахстаном и Кыргызстаном по отношениям нашей страны и России? Ссылки идут на то, что Казахстан был против принятия Кыргызстана в Евразийский экономический союз, а Москва, напротив, на этом настаивала.
– Это очень упрощенное понимание. Казахстан был против не принципиально, а по процедуре вступления. Чтобы новые члены – Киргизия и Армения – были не дыркой в китайской границе для контрабанды чужих товаров. Киргизия до сих пор не готова к работе в рамках единого экономического пространства. Из-за отсутствия того же фито-санитарного и ветеринарного контроля. У нас на первом этапе тоже возникали подобные проблемы с Россией, но постепенно все решили. Евразийский не политический, а экономический союз, поэтому Казахстан считал, что ускорять процедуру вхождения новых членов не стоит. Надо сначала все подготовить для этого. Теперь же получается, что де-юре Кыргызстан входит в состав Евразийского союза, а де-факто до этого еще далеко. Кстати, несмотря ни на что, Казахстан лоббировал интересы этой страны в плане таможенных платежей. Так что дискуссии между Россией и Казахстаном были, но те политики, которые в этом видят возможность ухудшения отношений между нами сейчас, проявляют незнание темы.
P.S. Отвечая на вопрос о дипломатических сложностях, возникших между Казахстаном и Кыргызстаном, победитель президентской гонки Сооронбай Жээнбеков уже в первом своем интервью заявил: «...мы ко всем относимся с уважением. Особенно к нашим соседям». В свою очередь, Президент Казахстана одним из первых поздравил Жээнбекова с победой.
Татьяна Башкатова