Как сделать воспитательные мероприятия интересными для школьников
Учительская плюс, 2019 год, 24 мая (№ 19), С. 10. | ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Методический кабинет управления образования акимата Костанайской области провел заседание научно-методического совета в г. Аркалыке для заведующих методкабинетами отделов образования по актуальнейшей проблеме современного обучения и воспитания – реализации регионального компонента.
В настояшее время в обществе обострился интерес к развитию человека в конкретной региональной и социокультурной среде. Поэтому одна из ярких примет современного образования – возросшее внимание к роли регионализации в обучении и воспитании школьников. Актуальность регионального компонента особенно возрастает в связи с государственными программами «Мәңгілік ел», «Рухани жаңғыру».
Что такое региональный компонент?
Региональный компонент определяется историческими, природно-географическими, социально-экономическими и политическими факторами. То есть это пространство области, города, района, посёлка, школы. Регионализацию образования следует рассматривать как процесс максимального приближения образовательной сферы к реальным потребностям школы, учёт специфики региона, его культурно-исторических особенностей. Только при соблюдении таких условий происходит полноценное формирование школьника, реализуется его творческий потенциал.
В школах зачастую под региональным компонентом понимают только исто-рические, природно-географические, социально-экономические факторы. Общественно-политические события редко используются в учебной и во внеклассной деятельности. Вместе с тем политический фактор должен занимать ведущее место в реализации регионального компонента.
На учебных занятиях, не важно на каком предмете, на каком уроке, каждый учитель должен освещать события, которые происходят в школе, посёлке, городе, районе, области. Избрали нового акима сельского округа, построили детский сад, помогли многодетным семьям – ученики должны быть информированы об этих событиях. Но, к сожалению, практика показывает, что на уроках учителя мало информируют школьников об обшественно-политических событиях страны и региона.
Анкетирование, проведённое общественной организацией в одном из районов области, показало, что ученики не могут назвать имена акимов области и района. Не владеют в полной мере знаниями о предстоящих досрочных выборах Президента РК. Из 37 опрошенных 11-классников только девять знали об обращении Президента РК К. Токаева о проведении досрочных выборов Президента РК. Всего несколько человек ответили на вопрос: «Какие партии будут принимать участие в выборах Президента страны». У многих опрошенных детей вызвал затруднения вопрос «Какие значимые события недавно прошли в районе и в школе».
В телефонном опросе, проведённом в одном из районных центров, мы узнавали, знают ли школьники имена депутатов маслихата. Не многие смогли назвать фамилии хотя бы двух-трёх человек. Всё это доказывает, что на уроках учителя мало опираются на общественно-политические события, происходящие в стране и регионе.
Зачастую и воспитательные мероприятия, посвящённые общественно-политическим событиям, не дают эффективного результата. Почему? Потому что проводятся формально, при большом скоплении школьников. Такие мероприятия не могут стать личностно значимыми, не находят отклика у участников. Например, в одной из школ состоялась беседа с учениками 10 классов после обращения Президента РК К.Токаева о проведении внеочередньгх выборов. Десятиклассники не смогли дать оценку этому событию, хотя знали о нём. Не смогли объяснить, чем вызвано это решение Президента. В то время как руководители школы показали хороший план проведения этого мероприятия, приложили фотографии. На фотографиях видно, что в актовый зал школы собрали всех старшеклассников, зал был переполнен. Со сцены выступал кто-то из учителей. Конечно, после такого мероприятия ученики мало что поймут и усвоят.
Как проводить воспитательные мероприятия, чтобы они были интересными и значимыми для учеников?
Мы рекомендуем внеклассную работу по обсуждению общественно-политических событий проводить в новом формате «КаzТаlks» и «ТЭД X». В последнее время в таком формате проходят мероприятия управления внутренней политики акимата Костанайской области. На них мы видим «живую» аудиторию, «горящие» глаза, свободную дискуссию. Почему? Потому что в основе этих мероприятий заложен принцип «равный-равному». Методы реализации принципа «равный-равному»:
- краткосрочные встречи с использованием интерактивных методов (знакомство, деловые игры, тренинги, «мозговой штурм», презентации) – это позволит вовлечь аудиторию в процесс обсуждения;
- неформальные беседы. Обратите внимание: вы должны не «читать лекцию», а беседовать с аудиторией, как бы вы это делали со своим лучшим другом;
- говорите проще. Человеку, который теряет нить рассуждений, становится скучно, и он начинает, в лучшем случае, смотреть в окно, в худшем – разговаривать с соседом;
- вовлекайте аудиторию. Как можно чаще обращайтесь к аудитории, вовлекайте её в процесс обсуждения. Хорошо вовлекать аудиторию, задавая простые вопросы, которые требуют односложного ответа «да», «конечно», «знаем»;
- настраивайте аудиторию положительно. Большинство вопросов, которые вы будете задавать аудитории, должны предполагать краткий ответ «да». Чтобы добиться положительного настроя, чаще задавайте вопросы-утверждения;
- рассказывайте истории, так как «сухое» изложение информации тяжело воспринимается большинством слушателей. Обязательно вставляйте в свой рассказ истории: о себе, успехах других людей, сравните свой регион в прошлом и современную жизнь в регионе. Уместны короткие цитаты. Вы увидите, как оживляются слушатели, когда вы от цифр переходите к историям;
- улыбайтесь. Если вы будете говорить об общественно-политических событиях слишком серьёзно, то аудитория к концу информационной встречи станет напряжённой. Ваша улыбка показывает слушателям: да, мы говорим о серьёзных, но доступных вещах;
- обратная связь. Интересуйтесь мнением аудитории, какие моменты они считают наиболее значимыми, что будут использовать в своей жизни. В случае негативного настроения не спорьте с аудиторией, не повышайте голос. Ваша задача – выявить «недовольных» и подсказать им пути решения проблемы;
- актуальность. Проводимые мероприятия должны содержать актуальные темы для обсуждения целевой аудиторией, факты, статистику, примеры решения проблем;
- работа по направлениям. Для обсуждения следует выбирать конкретные события и рассматривать их по отдельности с соответствующей ауди-торией (учащиеся, педагогические коллективы, представители родительской общественности);
- новые места проведения встреч. Следует отказаться от формального проведения мероприятий, регламентированных встреч, прези-диумов, докладных выступлений. Не рекомендуется проведение встреч в акиматах, актовых залах. Новыми местами могут стать фойе школ и домов культуры, библиотеки. Рекомендуется проводить встречи с аудиториями не более 30 человек.
К чему ведет слабая политическая работа со школьниками?
Отсутствие информации об общественно-политических событиях формирует политическую бездеятельность (пассивность). Антиподом политического участия является неучастие (от лат. аһзепіеізті – отсутствие). Абсентеизм – это безразличное отношение к политической жизни, уклонение от участия в ней. Равнодушие, бездействие всё больше и больше характерно для нашей молодёжи. Неучастие в политической деятельности, обусловленное низким уровнем общественного развития, особенно характерно для заброшенных селений и посёлков, отдалённых от больших населенных пунктов. Политическая выключенность ведёт к политической апатии как форме неприятия политической системы. В то время как информированность – основа политического поведения людей – проявляется в социально-политической активности. В нашем обществе политическое участие играет огромную роль, так как выполняет функцию поли-тической социализации.
Отдельно хотела бы остановиться на особой роли личности самого учителя в освещении общественно-политических событий. Слово учителя о событиях, которые происходят в его родном крае, имеет огромное влияние на учеников. Это слово должно быть ярким, эмоциональным. Поступки и дела учителя тоже являются мощным фактором воспитания. Пример учителя влияет на формирование гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения.
Регионализация должна стать одним из стратегических направлений развития образования в нашей области. Реализация регионального компонента в школах Костанайской области включит обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные градиции, будет снособствовать внедрению национальных, региональных и местных социально-культурных, политических факторов.