Дене тәрбиесі және спорт дайындығының мәселелері жөніндегі ғылыми-білім беру отратылығы

Заведующий центром

Сивохин Иван Павлович

Сивохин Иван Павлович

Доктор педагогических наук

Научно-образовательный центр ФВСП создан в феврале 2012 года в Костанайском государственном педагогическом институте в структуре Факультета физической культуры, спорта и туризма. Руководитель Центра доктор педагогических наук Сивохин Иван Павлович.

Высокий уровень смертности людей трудоспособного возраста, сравнительно низкая общая продолжительность жизни, масштабы временной нетрудоспособности по причине простудных заболеваний являются убедительным свидетельством отсутствия у населения Казахстана достаточного уровня физической культуры. Наиболее эффективным способом противодействия негативным факторам здоровья является приверженность здоровому образу жизни. Ученые разных стран установили, что состояние здоровья человека больше всего (на 40-50%) зависит от образа жизни. Остальные 50% приходятся на независящие от человека причины; на состояние окружающей среды и экологию (20-30%), наследственность (15-20%), медицину (10-15%). Здоровый образ жизни имеет сложную структуру, в которой основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, на долю которого приходится 30% влияния на состояние здоровья человека.

Статистический анализ показывает, что только 15,6% населения Казахстана активно занимаются физической культурой и спортом. Данный показатель для Костанайской области составляет 23,7%. В послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана перед образовательными и физкультурно-спортивными и туристскими организациями поставлена важная задача вов¬лечь до 30% казахстанцев в массовый спорт. Планируется реализация комплекса государственных мер, в том числе и по формированию позитивного отношения и навыков здорового образа жизни, что позволит на 30% снизить общую смертность, при этом ожидается, что продолжительность жизни увеличится до 72 лет.

Реализация столь масштабных и социально значимых задач требует разработку принципиально новых образовательных и оздоровительных программ, в которых высокий удельный вес долж¬ны занимать проблема сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи и взрослого населения. Значимость проблемы изучения состояния здоровья детей школьного возраста обусловлена несколькими факторами. Во-первых, особой важностью подросткового периода для всей последующей жизни человека; во-вторых, наличием негативных тенденций в состоянии здоровья современных школьников и учащейся молодежи; в-третьих, тем, что именно подростки и молодежь представляют собой потенциал трудового и популяционного ресурса любой страны.

Двигательный режим учащихся в школе выполняет в основном поддерживающую функцию для здоровья, в связи с чем возникает необходимость разработок инновационных моделей двигательной активности, обеспечивающей не только сохранение, но и развитие, и формирование здоровья школьников. В школьном возрасте важно прививать любовь к физической культуре и спорту, так как именно в этом возрасте человек наиболее внушаем, и спортивные занятия в школе, в семье, в спортивных секциях по видам спорта могут стать неотъемлемой привычкой. Статистический анализ показывает, что в этой сфере не все так благополучно. В частности в костанайской области работает 28 спортивных школ, в которых различными видами спорта занимаются 16 тысяч детей и подростков, что составляет 15,2 %. Средний республиканский показатель по количеству занимающихся спортом школьников в системе ДЮСШа составляет 7,2 %.

Важным направлением является разработка и внедрение принципиально новых, современных технологий спортивной подготовки, которые должны обеспечивать высокую эффективность тренировочного процесса на всех этапах становления спортивно-технического мастерства в различных видах спорта, а также иметь выраженную направленность на укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности подростков и молодежи. Решение данных задач требует проведение серьезных научных исследований с применением современных инструментальных методик и соблюдением основных методологических принципов по планированию экспериментальной работы, а также анализу и статистической оценки результатов педагогических исследований.

В связи с вышеизложенным становится очевидной проблема изучения социально-педагогических факторов здоровья, воспитание культуры здоровья, формирование устойчивых ценностных ориентиров по отношению к здоровому стилю жизни у современных подростков, а также педагогические, медико- биологические и психо-физиологические факторы всей системы спортивной подготовки юных и высококвалифицированных спортсменов.

Научной основой для разработки рекомендаций по формированию здоровьесберегающей среды среди учащейся молодежи и привлечению их к спорту высших достижений является системный социально-педагогический мониторинг всех аспектов образа жизни детей и подростков и их мотивация и поведение в отношении здорового образа жизни и спортивной деятельности. Совершенствование системы соревновательной и тренировочной деятельность предполагает дальнейшее исследование педагогических, медико-биологических и психофизиологических факторов спортивной подготовки.

Целью НОЦ ФВСП является инициация и выполнение научных программ по изучению проблем физического воспитания учащейся молодежи и спортивной подготовки спортсменов различной квалификации.

Задачи НОЦ ФВСП:

  • проведение социально-педагогического мониторинга в системе школьного и высшего профессионального образования с целью сбора эмпирического материала по проблеме физического воспитания, двигательной активности и состояния здоровья учащейся молодежи;
  • создание базы данных и аналитическая работа по проблеме физического воспитания, двигательной активности и поведения учащейся молодежи в отношении здоровья;
  • координация комплексных научных исследований различных аспектов спортивной тренировки и системы подготовки спортсменов в видах спорта на различных этапах становления спортивно-технического мастерства;
  • апробация и внедрение результатов научных исследований в практику подготовки спортсменов в спортивных школах и сборных командах области и Республики Казахстан;
  • обеспечение соответствия педагогических, медико-биологических и психо-физиологических исследований мировым стандартам и тенденциям в сфере спортивной подготовки;
  • обобщение и распространение передового научно-методического и педагогического опыта в сборных командах, спортивных школах и других учебных заведениях в регионах РК и в зарубежных странах;
  • организация международного сотрудничества в области физического воспитания, спортивной и туристской деятельности, спортивной тренировки, системы восстановления организма спортсменов;
  • подготовка и издание научных статей, учебных и учебно-методических пособий, учебных программ, монографий и учебников;
  • создание научных сайтов с целью информирования научной общественности о результатах изучения проблемы физического воспитания и спортивной подготовки;
  • содействие в организации и проведении научных семинаров, конференций, симпозиумов, круглых столов и рабочих встреч и других форм обмена научной информацией;
  • привлечение студентов, магистрантов и молодых ученых к разработке научно-исследовательских тем при написании курсовых и дипломных работ;
  • повышение квалификации специалистов разного уровня для различных спортивных и образовательных учреждений на основе внедрения новых спортивно-педагогических технологий.

За время работы НОЦ ФКСП было проведено 7 научно-образовательных семинаров и круглых столов по различным актуальным вопросам физической культуры и спорта, проведена Международная студенческая научно-практическая конференция, 5 научно-методических разработок внедрены в практику спортивной подготовки в сборных командах РК и спортивных школах, опубликовано более 40 научных статей, учебных пособий, научных сборников в Казахстане и за рубежом.

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Факультеттер Кафедры Дене тәрбиесі және спорт дайындығының мәселелері жөніндегі ғылыми-білім беру отратылығы