Мобильность

Erasmus+

Цифровая экосистема

Start-Up

  • Новости и события

  • Конференции

Памяти Брагина Евгения Александровича Памяти Брагина Евгения Александровича 26.08.2020 Продолжатель династии ученых, он отличался высочайшим профессионализмом и ответственностью. Евгений Александрович внес неоценимый вклад в дело охраны природы Казахстана: участвовал в выполнении республиканских программ и проектов, в том числе в создании ряда крупных особо охраняемых природных территорий... Далее
Уважаемые абитуриенты! Уважаемые абитуриенты! 10.07.2020 Уважаемые абитуриенты, приём заявлений на конкурс по присуждению государственных образовательных грантов для лиц, имеющих среднее, техническое и профессиональное или послесреднее образование, прошедших ЕНТ и набравших пороговый балл проходит с 13 по 20 июля 2020 года. Подать заявление вы можете через... Далее
На факультете физической культуры, спорта и туризма горячая пора! На факультете физической культуры, спорта и туризма горячая пора! 10.07.2020 На факультете физической культуры, спорта и туризма горячая пора, потому что начались творческие экзамены по образовательной программе «Физическая культура и спорт». Впервые экзамены пройдут в дистанционном формате. Абитуриентам дается возможность получить баллы по творческим экзаменам за их достижения... Далее
С Юбилеем! С Юбилеем! 07.07.2020 Руководство, коллектив преподавателей и сотрудников Костанайского государственного педагогического университета им. У. Султангазина сердечно поздравляет с 85-летием Тернового Ивана Кондратьевича, кандидата исторических наук, профессора, Почетного гражданина города Костаная, ветерана труда, труженика... Далее
Вот и подведены итоги конкурса рисунков! Вот и подведены итоги конкурса рисунков! 02.07.2020 20-28 июня 2020 года проходил конкурс рисунков, проводимом в рамках исполнения Плана по превенции коррупции КГПУ имени У.Султангазина – «Пара – жоқ!». Данный конкурс проводился для детей в 2-х возрастных категориях – от 3 до 6 и от 7 до 12 лет. 1 июля подведены итоги конкурса рисунков! Категория от 3... Далее

Все новости

Международная акция «#RussialLove» Формат проведения Акции - онлайн. Акция проводится по трем номинациям: 1. Исполнение песен или стихов Ha русском языке. 2. Воспоминание о первом/самом запоминающемся посещении России с кратким описанием пребывания или яркими воспоминаниями, оставшимися после поездки. 3. Рассказ иностранных студентов o мотивах выбора Российской Федерации для получения... Далее
14-16 октября 2020 Приглашаем Вас принять участие в работе III научно-практической конференции с международным участием «Рождение и жизнь: клиническая психология детства», посвященной 20-летию факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, которая состоится в г. Санкт-Петербурге 14-16 октября 2020 года. скачать... Далее
20-23 мая 2020 От имени Международной ассоциации университетов физической культуры и спорта приглашаем студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов Вашего университета принять участие в Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Университетский спорт: здоровье и процветание нации», которая состоится 20-23 мая 2020 года на базе Федерального государственного бюджетного об... Далее
20-21 мая 2020 Приглашаем Вас принять участие в международной научно-практической конференции «Центральная Азия. Взгляд из Сибири», которая состоится 20-21 мая 2020 г. в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ НЭТИ) по адресу: г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20. скачать информацию Далее
24 апреля 2020 Приглашаем Вас принять участие в Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Великая Отечественная война и Казахстан: проблемы исторической памяти», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конференция состоится 24 апреля 2020 г. на базе исторического факультета Карагандинского государственного университета им Е.А. Букетова... Далее

Все конференции

Руководитель отдела

Н. Нургалиева

Нургалиева Нарзангуль Каиржановна

  • Кабинет: 223
  • Телефон: 8 (7142) 54-58-74 (вн.130)
  • e-mail: ,

Online kspu

Прием документов


platonus kspuПрием документов через ИС Platonus Перейти
egovПрием документов через ПЭП (портал электронного правительства) (бакалавриат) Перейти
egovПрием документов через ПЭП (портал электронного правительства) (магистратура) Перейти
2016-2017 учебные годы
2014-2015 учебные годы
2013-2014 учебные годы

Bologna ProzessВ марте 2010 года Казахстан подписал Болонскую декларацию, став полноправным участником Болонского процесса. Основная цель участия Казахстана в Болонском процессе – повышение конкурентоспособности высшего образования Казахстана через реализацию его основных принципов.
Присоединение к Болонскому процессу определило основные направления и приоритеты модернизации высшей школы Казахстана. Вхождение в мировое образовательное пространство будет способствовать скорейшему росту интеллектуального потенциала нации и ее конкурентоспособности.

В соответствии с взятыми обязательствами, Казахстан должен до 2020 года осуществить ряд мероприятий: обеспечение «прозрачности», максимальной сравнимости за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов; введение единой системы образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций и их взаимного признания, формирование развитых структур по обеспечению качества подготовки специалистов и др.

В настоящее время проводится целенаправленная, последовательная работа по сближению казахстанской системы высшего образования с образовательными системами стран-участниц Болонского процесса.

В условиях практической реализации основных принципов Болонского процесса в Казахстане возникла необходимость создания структуры, координирующей деятельность вузов и осуществляющей мониторинг эффективности проводимых реформ. В этой связи, по инициативе МОН РК в рамках функционирования НЦОКО был создан Институт Болонского процесса.

Миссия института: повышение конкурентоспособности и качества высшего образования Казахстана через реализацию принципов Болонского процесса.

Цель: разработка и реализация комплексных мер по внедрению основных принципов Болонского процесса в вузах Казахстана, мониторинг их эффективности.

Основными задачами Института являются:

  • анализ успешного зарубежного опыта реализации принципов Болонского процесса и адаптация его к реалиям Казахстана;
  • разработка системы мероприятий по реализации принципов Болонского процесса в Казахстане;
  • координация деятельности высших учебных заведений по развитию Болонского процесса в Казахстане, разработке структуры и содержания высшего образования с учетом международных требований;
  • разработка методологии гармонизации образовательных программ;
  • проведение консультаций, семинаров по разработке многоуровневых образовательных программ в соответствии с дублинскими дескрипторами и требованиями казахстанского и международного рынка труда;
  • разработка сопоставимых с общеевропейскими методологий и критериев оценки качества образования;
  • достоверное информирование граждан о возможности получения качественного образования;
  • методическое обеспечение вузов и заинтересованных организаций по определению качества высшего образования;
  • обучение персонала вузов функционированию в новой образовательной среде;
  • разработка нормативной документации и консультирование вузов по внедрению системы ECTS в учебный процесс и академическому признанию;
  • консультирование вузов по взаимодействию с работодателями для определения результатов обучения и формирования национальной квалификационной рамки в соответствии с общеевропейскими стандартами.
Реализация БП в РК

Основные параметры Болонского процесса

Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством - членом Болонского процесса и полноправным участником Европейского пространства высшего образования.
Присоединившись к Болонскому процессу, страны-участники принимают на себя обязательства по выполнению его основных параметров, которые подразделяются на: обязательные, рекомендательные, факультативные.

Обязательные параметры Болонского процесса

Обязательные параметры рассматриваются как первостепенные для создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру. К ним относятся:

  • трёхуровневая система высшего образования;
  • академические кредиты ECTS;
  • академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;
  • Европейское приложение к диплому;
  • контроль качества высшего образования;
  • создание единого европейского исследовательского пространства.

Трёхуровневая система высшего образования.

После принятия в 2007 году нового Закона Республики Казахстан «Об образовании» в системе образования Казахстана регламентирована возможность реализации многоуровневой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура – докторантура), которая предусматривает движение от общего к частному, т.е. сначала человек получает широкое образование по какому-либо направлению, а затем постепенно переходит к более узкой подготовке через образовательные программы, ориентированные на специализацию.
Такая система с точки зрения методики и идеологии обучения позволяет со студенческой скамьи развивать у студента способности и навыки к обучению на протяжении всей жизни, приобретать навыки межличностного общения. Она обеспечивает достаточно четкую реализацию полученных знаний, способствует диверсификации методологии и методики обучения на разных уровнях подготовки кадров.

Академические кредиты ECTS.

Сегодня во всех гражданских вузах Казахстана внедрена кредитная технология обучения. Разработана казахстанская модель перезачета кредитов по типу ECTS, которую все вузы Казахстана должны внедрить к 2015 году. ECTS– это система для обеспечения возможности постепенного накопления и переноса зачетных единиц, основанной на прозрачности результатов обучения и образовательного процесса. Она способствует планированию, оценке, признанию и обоснованию квалификаций и единиц обучения. ECTS широко используется в формальном высшем образовании и может применяться в обучении в течение всей жизни. Созданная для удобства система базируется на оценке трудоемкости учебной работы студента, необходимой для достижения целей обучения по данной программе. Эти цели должны быть описаны в терминах установленных итогов обучения и компетенций.

Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.

Новые Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан, предусматривают организацию академической мобильности, разработана Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан. Академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.

Сегодня 38 вузов разработали и реализуют совместные образовательные программы. Это позволило обеспечить развитие академической мобильности обучающихся и преподавателей. Участие в этом процессе означает для наших вузов повышение конкурентоспособности казахстанских образовательных услуг, признание высокой квалификации ученых и преподавателей. В этой связи, без знаний мировых языков, этот процесс представляется достаточно затруднительным.

С целью активизации полиязычного образования в вузах республики внедряется уровневая модель изучения языков в соответствии с международными стандартами. Так, утверждены новые типовые учебные программы по дисциплинам «Казахский язык», «Русский язык» и «Иностранный язык».
Разработан механизм внутренней академической мобильности по принципу «региональный вуз – национальный университет», когда студенты региональных вузов могут пройти обучение в ведущих вузах республики.
Благодаря государственной программе Министерства «Привлечение зарубежных специалистов в вузы Казахстана для подготовки специалистов с высшим профессиональным и послевузовским образованием» значительно усиливается трансферт знаний и технологий, вырабатываются новые подходы и методики обучения.

Европейское приложение к диплому.

Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement) является единым официальным документом об образовании, признаваемым всеми странами-участницами Болонского процесса, дает возможность продолжения учебы за рубежом. Приложение заполняется на английском языке и содержит описание характера, уровня, объема, содержания и статуса полученного образования, данные о степени усвоения материала программы, информацию о системе оценивания результатов обучения. Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

Контроль качества высшего образования.

В Казахстане аккредитацию вузов будут проводить аккредитационные агентства, внесенные в Национальный реестр аккредитационных агентств. На сегодня в данный реестр включены 4 зарубежных и 2 национальных аккредитационных агентств.

При этом институциональную аккредитацию проводят независимые национальные аккредитационные агентства, специализированную – и зарубежные, и национальные агентства. В целях разработки механизма признания в стране аккредитационных агентств утверждены требования к аккредитационным органам и порядок их признания, создан Республиканский аккредитационный совет для принятия решения о включении аккредитационного органа в Национальный реестр. Для обеспечения качества образования усовершенствован институт аккредитации. Согласно новому Закону Республики Казахстан «Об образовании» аккредитация будет осуществляться лишь теми аккредитационными агентствами, которые войдут в Национальный реестр аккредитационных органов.

В целях разработки механизма признания в стране аккредитационных агентств утверждены требования к аккредитационным органам и порядок их признания. Кроме того, создан Республиканский аккредитационный совет для принятия решения о включении аккредитационного органа в Национальный реестр. Вузы, прошедшие специализированную аккредитацию, будут вправе выдавать гражданам документы об образовании собственного образца по аккредитованным специальностям.

Основными задачами в этом плане являются: замена государственной аттестации национальной институциональной аккредитацией; повышение мотивации для прохождения вузами национальной аккредитации; прохождение вузами международной специализированной и независимой национальной институциональной и специализированной аккредитации в соответствии с международными стандартами; проведение национальных независимых рейтингов и участие в рейтингах лучших университетов мира.
Создание единого европейского исследовательского пространства (ERA) преследует цельсближения исследователей и ученых и создания эквивалента «общего рынка» товаров и услуг в сфере исследований и инноваций. Для реализации данного параметра Казахстан принимает активное участие в реализации программ международных организаций ЮНЕСКО, ACTR/ACCELS, ПРООН, Корпуса Мира, Информационной службы США (ЮСИС), Фонда Сорос, Американского Совета по международным исследованиям (IREX), Британского Совета в Казахстане, Германской службы академических обменов (ДААД), Национального центра школьных и университетских программ Франции (CNOUS), Бюро по лингвистическому и педагогическому сотрудничеству Посольства Франции в Казахстане. В течение 15 лет Министерство сотрудничает с Американским Советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков (АСПРЯЛ/АКСЕЛС) по реализации ряда образовательных программ, научно-исследовательских проектов, подготовки кадров, оказанию консультативной помощи.

Рекомендательные параметры Болонского процесса

Эти параметры Болонского процесса имеют рекомендательный характер и являются полезными в продвижении принципов Болонского процесса. К ним относятся:

  • единые европейские оценки;
  • активная вовлечённость студентов;
  • социальная поддержка малообеспеченных студентов;
  • образование в течение всей жизни.

Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

Bologna-ProzessЕжегодно растет объем госзаказа на подготовку кадров с высшим образованием. Акимы, социальные партнеры, ректоры высших учебных заведений принимают активное участие в социальной поддержке студентов. Студентам из социально уязвимых слоев населения, отличникам учебы выделяются гранты вузов, социальных партнеров и работодателей, в вузах Казахстана оказывается целевая поддержка малоимущих детей.

Образование в течение всей жизни.

Это философия образования, образовательная политика и стратегия, предусматривающие создание условий для охвата как формальным, так и неформальным образованием в течение всей жизни человека. В широком смысле концепция обучения в течение всей жизни рассматривает обучение как стратегию, помогающую людям справиться с собственным становлением, зрелостью и старением в том обществе, где они живут. В этом смысле она соотносится с теориями человеческого развития. В более узком смысле в последнее время этот термин выражает потребность людей в постоянном обновлении, расширении и приобретении умений, которые обеспечивают возможность трудоустройства и конкурентоспособности на современном рынке труда для поддержания собственного благосостояния.

На сегодня в Казахстане разработана и утверждена Национальная рамка квалификаций (НРК), основанная на результатах обучения. Данная рамка сопоставима с Европейской рамкой квалификаций. Кроме того, на основе НРК начата разработка отраслевых рамок квалификаций (ОРК). Основной идей данных рамок является реализация в будущем принципов признания результатов предыдущего обучения независимо от форм образования. Иными словами, к 2020 году будут созданы условия для обучения в течение всей жизни независимо от возраста, уровня образования и профессиональной квалификации.

Факультативные параметры Болонского процесса

Факультативные параметры имеют большую значимость в планировании и организации учебного процесса с учетом интересов работодателей и запросов общества.

  • гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;
  • нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;
  • модульная система;
  • дистанционное обучение, электронные курсы;
  • академические рейтинги студентов и преподавателей.

Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.

Согласно Государственной Программе развития образования РК на 2011-2020 годы будут пересмотрены структура и содержание высшего и послевузовского образования. Прежде всего, будут расширены границы академической свободы высших учебных заведений в формировании образовательных программ, а обновление содержания высшего образования будет осуществляться по запросам работодателей.

С 2011 года академическая свобода вузов в бакалавриате расширена до 55 %, в магистратуре до 70 %, в докторантуре до 90 %. Это дает возможность вузам самостоятельно разрабатывать образовательные программы с привлечением работодателей и социальных партнеров. Соответственно, предлагать широкий спектр образовательных программ, различные актуальные дисциплины и учитывать потребности регионального рынка труда. При этом образовательные программы разрабатываются вузами в соответствии с Дублинскими.

Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.

Наряду с обязательными дисциплинами программы профессиональной подготовки включают и курсы по выбору студентов, элективные курсы, предусматривается возможность разработки индивидуальных программ, что широко используется в практике зарубежных вузов. К 2020 году в стандартах высшего образования компонент по выбору будет доведен до 70%, магистратуры – до 80%, докторантуры – до 95%. Компонент по выбору может включать различные образовательные программы по подготовке кадров по смежным специальностям. Вузы самостоятельно определяют перечень дисциплин компонента по выбору в соответствии с требованиями рынка труда. Это повышает академическую свободу и мобильность вузов и позволяет учитывать особенности рынка труда конкретного региона в соответствующих специалистах.

Модульная система.

Одной из особенностей модульной технологии обучения является ориентация не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов: различных видов памяти (слуховой, зрительной, моторной и т.д.), мышления, внимания, восприятия посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также удовлетворения потребностей личности в безопасности, самоактуализации, самоутверждении, в общении, игре, в познании и творчестве; на развитие активного словарного запаса (устной и письменной речи). Модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения, заданным стандартом, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определенной профессиональной функции. Модули используются для более сложной конструкции, к примеру, для образовательной программы.

Дистанционное обучение, электронные курсы.

В последние годы высшие учебные заведения Казахстана активно внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. В основном это кейс-технологии и ТВ-технологии. В 42 вузах республики проводится эксперимент по внедрению технологий дистанционного обучения. В целях установления единых требований при реализации дистанционной формы обучения в вузах приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 590 утверждены «Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан». Систематически в регионах Казахстана проводятся конференции по внедрению дистанционного обучения.

Положения Костанайского государственного педагогического института

ПРОЦЕДУРЫ

Костанайский государственный педагогический институт 21 декабря 2015 года успешно прошел институциональную аккредитацию сроком до 18.12.2020 года, а в период с 14 по 18 октября 2014 года успешно прошел специализированную аккредитацию сроком до 07.11.2019 года в Независимом Казахстанском Агентстве по обеспечению качества в образовании (далее-НКАОКО).

Институциональной аккредитация это - официальное призвание определенного уровня развития Вуза и оценка качества предоставляемых им образовательных услуг, что способствует формированию положительного имиджа Вуза. Кроме того, это шаг к международному признанию документов о высшем и послевузовском образовании, выдаваемых нашим институтом.

inst akkred 2015-ruspec akkred tourism2015-ru
akk spec 7akk spec 8
akk spec 9akk spec 10

akkred nauka rus

В соответствии с государственной программой развития образования в республике Казахстан на 2005-2010гг., утвержденной Указом Президента РК от 11.10.2004 № 1459 в институте была начата работа по разработке и внедрению Системы менеджмента качества (СМК) на основе Международного стандарта ISO 9001: 2000.

За период с января 2005г. по настоящее время назначены Представитель руководства по качеству, ответственный по качеству, создан отдел менеджмента качества образования, сформулированы Политика и Цели в области качества и обеспечено их выполнение. В соответствии с требованиями МС ИСО 9001: 2000 в институте произведена идентификация основных процессов, разработаны и внедрены 30 документированных процедур, положения о структурных подразделениях института, должностные инструкции всех сотрудников института.

Для проведения внутренних проверок на предмет выявления возможных несоответствий в работе института требованиям Стандарта ISO серии 9001: 2000 подготовлено 10 аудиторов из числа сотрудников института.

В марте 2014 года наш институт после успешного сертификационного аудита получил сертификат соответствия с голландской аккредитацией RWI от Ассоциации по сертификации «Русский регистр». Теперь КГПИ значится в реестрах Госстандарта РК, Русского регистра, МОКА, и IQNet. В частности значок IQNet свидетельствует о действительности нашего сертификата в 35 странах мира, включая Францию, Израиль, Японию и т.д.

-

11 сентября 2008 года Костанайским государственным педагогическим институтом в лице ее ректора профессора Баймырзаева К.М. подписана Великая хартия университетов, тем самым мы заявили о себе в международном образовательном пространстве, о своей готовности участвовать в Болонском процессе.

Великая Хартия Университетов положила начало формированию единого европейского образовательного пространства и предопределила развитие таких позитивных перспектив высшего образования как автономия университетов, демократические принципы управления, академические свободы студентов, свобода в научных исследованиях, неразделимость преподавания и исследования др.

Внедрение СМК позволило институту совершенствовать внутренние процессы и осуществлять деятельность в управляемых условиях, ставить перед персоналом реальные цели, предоставляя для их достижений творческую свободу в рамках установленной ответственности и полномочий, осуществлять обязательный анализ достижений поставленных целей для постоянного улучшения деятельности института, систематизировать документооборот, учет надлежащего использования и хранения документов, значительно повысить ответственность за подготовку специалистов.

SMK Приложение iqnet magna charta

КГПИ

Система образования в Кустанайской губернии, а затем и области всегда имела достаточно хорошую перспективу подготовки, становления и развития педагогических кадров. Она была обусловлена тем, что в области шел постоянный рост сети школ. Это требовало систематического пополнения их новыми учителями.

Нехватка учителей для Казахстана и области было явлением давним. Оно перешло еще с дореволюционной России. Особенно не хватало национальных кадров.

Педагогические учебные заведения в республике только начинали создаваться. Новое время поставило перед правительством республики важные задачи в области образования. Нужно было срочно формировать высшие учебные заведения для подготовки учителей разного профиля. В 1921 году в республике работало только четыре института народного образования, но они не удовлетворяли потребности школ. Учителя для них готовились в других вузах СССР. Из Кустанайской губернии в 1923 году было направлено в вузы СССР и Казахстана 23 человека учится педагогическому делу. В губернии продолжало расти число школ, шла борьба за ликвидацию неграмотности, соответственно потребность в учителях систематически возрастала. Чтобы как-то решить проблему обеспечения школ учителями и особенно учителями — казахами в 1923 году в г. Кустанае открывается педагогический техникум. Но и это не решило проблему. Число школ росло. Если в 1923-1924 учебном году их было лишь 234, то 1927-1928 учебном году число школ выросло в два раза и составило 431.

Проблема подготовки учителя была всегда в центре внимания руководства Казахстана. В республике в 1936 году было 25 педагогических техникумов с планом приема 2365 человек. Подготовка в педагогические техникумы велась в следующих направлениях: подготовительные классы, школьное, дошкольное, физкультурное обучение, библиотечное дело. Известно, что 1930 году в стране вводится всеобщее обязательное начальное обучение. Были определены сроки его введения, приняты соответствующие документы, определившие режим работы школы, ее структуру. В округе школы росли быстро. Возрастала потребность в учителях, менялось отношение к ним, улучшался их статус, материальное положение. В 1936 году устанавливается персональное звание «Учитель начальной и средней школы». Почетное звание — «Заслуженный учитель». Заработная плата учителя была доведена до уровня оплаты труда инженерно-технического персонала на промышленных предприятиях. В области в 1936 году уже работало четыре педагогических техникума. Это Кустанайский казахский педагогический техникум, Кустанайский русский педагогический техникум, Темирский казахский педагогический техникум и Федоровский педагогический техникум. Одновременно функционировал Кустанайский институт народного просвещения (он же Казахский институт просвещения). Это был целый комплекс, осуществляющий различные функции, но стационарного обучения студентов он не вел. В области не было вуза, хотя база для его открытия уже вырисовывалось. 29 июля 1936 года была образована Кустанайская область. Она получила некоторую часть молодых специалистов, окончивших центральные вузы, в том числе ленинградские, московские и алматинские. Однако в связи и бурным развитием народного просвещения недостаток в учителях не уменьшался, а возрастал. В области работало уже 550 начальных, 73 неполных средних и 18 средних школ. В них обучалось около 65 тысяч учащихся. Назрел вопрос об открытии учебного заведения, которое за небольшой срок выпускало бы учителей специалистов по отдельным дисциплинам и предметам. По согласованию с Совнаркомом Казахской ССР и Наркоматом просвещения республики Президиум Кустанайского исполнительного областного комитета Совета депутатов трудящихся 21 августа 1939 года принял постановление «Об организации Кустанайского учительского института и его отделений», в котором говорилось:

  1. Организовать на базе Кустанайского педучилища с 1 сентября с.г. Кустанайский двухгодичный институт в составе двух факультетов — физико-математического и естественно-географического;
  2. Организовать при институте подготовительное отделение и сектор по заочному обучению.
  3. Произвести до 1 сентября новый прием студентов:
    1. на основные факультеты — 120 человек;
    2. на заочный сектор — 50 человек;
    3. на подготовительное отделение — 70 человек.
    Итого: 240 человек

Преподавательский состав института в 1939 году был сформирован из местных кадров, за исключением бывшего директора объединенного оперного театра в г. Алма-Ате И.П. Найденова, назначенного директором Кустанайского учительского института по приказу Наркомпроса Каз. ССР № 2504 от 1 октября 1939 года. В штатном расписании института значилось 4 кафедры (основ марксизма — ленинизма, педагогики, физики и математики, естествознания и географии) и 13 преподавательских единиц, но и они не сразу и не все были заполнены. Значительного опыта работы практически никто не имел. Не было и лиц с ученой степенью и званием. Общий педагогический стаж большинства преподавателей составлял от одного до трех лет.

Заведующим кафедрой основ марксизма-ленинизма был назначен Х.Ф. Юманкулов, бывший партийный работник. Кафедру естествознания и географии возглавлял выпускник университета М.Б. Гренадер. Химию вела преподаватель Кадушкина. Кафедрой физики и математики заведовал бывший директор Кустанайского русского педагогического техникума И.И. Московкин. На этой же кафедре работали в качестве старших П.П. Ким, А.Ф. Дю, Б.Н. Шибаев. Русский язык преподавала Сизова, казахский — Г. Асанов. Военное дело преподавал Ольховский. Первый набор студентов был сформирован в основном из числа молодежи Кустанайской области, хотя в зону обслуживания института входили также Акмолинская, частично Северо-Казахстанская и Актюбинская области.

Подготовительное отделение просуществовало всего один год. Его выпускники в 1940 году были зачислены на учебу в институт, а новый набор на это отделение больше не производился. Осенью 1940 года в институте открылось заочное отделение по тем же специальностям, что и на стационаре, на 1 курс было принято 68 человек.

В 1940-1941 учебном году преподавательский состав увеличился почти вдвое. По конкурсу, объявленному в «Учительской газете», в институт прибыло ряд специалистов из других вузов: на должность зав. кафедрой естествознания и географии — Ф.К. Сташевский из Томского университета, на должность и.о. доцента кафедры физики — Альтман из Одессы и др. По направлению Наркомпроса в качестве преподавателя русского языка и литературы приехала выпускница Ленинградского университета В.К Иванова. В первый же год своего существования институт превратился, как сказано в заключении комиссии Наркомпроса КазССР, в «учебный комбинат, охватывающий учебные единицы: учительский институт, подготовительные курсы, одногодичные курсы учителей V-VII классов, курсы работников социалистического строительства». Руководителями и преподавателями всех подразделений этого комбината являлись в основном работники института. Они были организаторами, постоянно действующих семинаров директоров и завучей школ, для учителей-предметников читали циклы лекций.

Второй учебный год работы учительского института был первым выпускным годом. Он же оказался и последним мирным годом. Студенты-выпускники получили дипломы, когда началась Великая Отечественная война. 27 июля 1941 года первые выпускники Костанайского учительского института, сдав государственные экзамены, получили дипломы, а 28 июля в 6 часов отправились на фронт, защищать свою Родину. Большая часть из них не вернулась с фронта. Дипломированные педагоги погибли как герои. К началу Великой Отечественной войны институт сделал лишь первые свои шаги, становление его далеко не завершилось. Однако война заставила его коллектив принять на свои плечи все, что возлагало грозное время. Хотя вуз находился в глубоком тылу, образ его жизни, характер и условия работы резко изменились. Совершенно другим стал состав преподавателей и студентов. На первом же году войны ушли в Красную Армию 22 студента, 8 преподавателей и сотрудников института: И.П. Найденов, Х.Ф. Юманкулов, Т.М. Мусакулов, М.Б. Гренадер, Б.Н.Шибаев, Г.Асанов, Попов и Бисембаев. Были призывы студентов и преподавателей в армию во все последующие годы войны. Немногие из них вернулись. Немало ушедших из института пало смертью храбрых. Среди них бывшие преподаватели — математик Б.Н. Шибаев, физик Попов, преподаватель казахского языка Г. Асанов, помощник директора по хозчасти Бисембаев, студент Киселев и многие другие, чьи светлые имена, к сожалению, остаются пока неизвестными. Преподавательский состав в годы войны значительно пополнился за счет эвакуированных работников вузов. Кафедрой физики и математики заведовал проф. П.Г. Куликовский, кафедрой естествознания и географии — проф. Л.И. Никонов, кафедрой педагогики — проф. Б.Б.Резник. Различные лекционные курсы читали доценты Матлин, Спиноза, Егорин и другие. На кафедре русского языка и литературы работал известный еврейский писатель-драматург Л.Б. Резник. Появление новых квалификационных кадров позволило осенью 1942 года открыть в институте отделение русского языка и литературы и соответствующую кафедру.

История Кустанайского учительского института, первого и долгое время единственного в области, — важная и славная часть летописи просвещения в области, крае, вдохновляющий пример подготовки специалистов в один самых сложных и трудных периодов жизни страны. В 1944 году институту было присвоено имя Амангельды Иманова. Руководители института менялись на протяжении войны. После ухода в армию И.П. Найденова обязанности директора института исполняла О.Л. Белинская, затем ее сменил В.И. Сунцов. Заместителем директора института по научно-учебной работе был Ф.К. Сташевский, первым из кустанайцев получивший ученую степень кандидата наук. Первый послевоенный год застал институт в небольшом полутораэтажном здании дореволюционной постройки на углу улиц Пушкина и Ташкентской. В 1946 году институт имел общежитие для студентов общей площадью 145 кв.м.

Институт постоянно пополнялся новыми кадрами. Так, в 1948 году на кафедру русского языка и литературы прибыли молодые специалисты из КазГУ, ставшие впоследствии ветеранами института. Это были И.Т. Кирдяев, В.И. Кандалина, О.Д. Павлова. В том же году к работе в институте приступил Н.И. Кандалин, ставший вскоре заведующим кафедрой русского языка и литературы. В 1949 году в институте открылся еще один факультет — исторический. В начале 50-х годов было назначено руководство учительского института. Директором стал С.П. Терентьев, заместителем по учебной и научной работе Н.И. Кандалин. Заочным отделением по-прежнему руководил И.Т. Кирдяев. В августе 1955 года осуществился первый прием на факультеты педагогического института. Аббитуриентами было подано более 400 заявлений. Экзамены прошли успешно, и в новом учебном году в аудиториях института приступили к занятиям 300 студентов. Среди первых студентов было несколько медалистов. Число обучающихся в институте с каждым годом росло. В 1954-55 учебном году их было уже 731. Ежегодные выпуски превышали сто человек.

В соответствии с распоряжением Совета Министров Казахской ССР от 1 июля 1955 года и в целях повышения качества подготовки учителей средней школы и удовлетворения потребности в них Кустанайской области Министерство просвещения республики 5 июля того же года приняло решение организовать на базе учительского института Кустанайский педагогический институт на базе как стационарного, так и заочного отделения, имея два факультета — русского языка и литературы и физико-математический, с планом набора по 75 человек стационарные факультеты и по 50 — на факультеты заочного обучения. В сентябре 1956 года в институте было определено обучение по специальностям: русский язык, литература и история; математика, физика и черчение (соответственно на историко-филологическом и физико-математическом факультетах). В 1958 г. проведение конкурса позволило пригласить в институт кандидатов наук К.Г. Газизова, Б.М. Вольфсона, Н.П. Макушина. В 1959-1960 учебном году открылись два новых отделения — педагогики и методики начального образования, физики и общетехнических дисциплин. В следующем году первое из этих отделений было преобразовано в факультет методики начального обучения (МНО). Возглавил его известный в Кустанае педагог, кавалер трех орденов, отличник народного просвещения Казахской ССР, учитель, директор школы, инспектор облоно, а затем и директор института усовершенствования учителей Б.Д. Мелехин. Окончательно сложилась и утвердила себя система заочного обучения. В 1960 году оно имело в своем составе 4 факультета: математический, литературный, исторический и МНО. На протяжении ряда лет заочное отделение возглавлялось Г.Д. Джантуриным. Постоянно управлялась материально-техническая база института.

В 1958-59 учебном году начался постепенный ввод в эксплуатацию здания нового учебного корпуса по улице Тарана. В еще недостроенном здании проводились занятия, шло оборудование кабинетов и лабораторий. Институт нашел возможным выделить помещения для учебных мастерских, библиотек и читального зала, специальные комнаты для администрации, деканатов, медпунктов, хозяйственной части. Окончательно строительство было завершено в 1959 году, когда с полной нагрузкой стали использоваться 14 кабинетов, 9 лекционных аудиторий, актовый зал, читальный зал, книгохранилище, подсобные помещения общей полезной площадью в 1662 кв.м. В 1957 году директором института был назначен Л.А. Середкин, бывший фронтовик. Деканом историко-филологического факультета стал К.М. Туманшин, выпускник аспирантуры при Казахском гос-университете имени С.М. Кирова. Впоследствии он стал доктором наук, профессором. Работал проректором по учебной работе, заведующим кафедрой научного коммунизма, политологии и др. С июня 1959 года директором (ректором) института стал к.и.н. К.Г. Газизов, остававшийся на этом посту до 1971 года.

В 1972 году Кустанайскому государственному педагогическому институту имени А. Иманова бы-ло присвоено звание имени 50-летия СССР. В 1979 году отделение заочного обучения было преобразовано в факультет заочного обучения. Первым деканом этого факультета был кандидат исторических наук, доцент Терновой И.К. В 1982 году он возглавил институт, став ректором. С сентября 1981 года при институте действует факультет повышения квалификации директоров общеобразовательных школ, возглавляемый В.И. Овчинниковой. Профессорско-преподавательский состав рос качественно и количественно. На 1 января 1984 года преподавательский коллектив включал 226 человек, в том числе 72 человека с учеными степенями и званиями. Кроме того, в институте работал 81 человек учебно-вспомогательного персонала, 29 библиотекарей, было 9 общеинститутских кафедр и 21 кафедра на факультетах. Слава института была далеко за его пределами. В 1984 году коллектив педагогического института явился победителем во всесоюзном социали¬стическом соревновании среди организаций и учреждений системы Министерства просвещения СССР за успешное выполнение и перевыполнение заданий третьего года одиннадцатой пятилетки. Ему присуждено переходящее Красное знамя Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Институт быстро рос и развивался. Педагогический институт в 80-90-х годах обеспечивал область и Северные регионы Казахстана почти всеми специальностями учителей, доводя ежегодный выпуск до 700-900 человек. Соответственно рос и сам. В 1990-1991 учебном году здесь на 34 кафедрах работало 93 преподавателя с учеными степенями, в том числе 3 профессора и доктора наук.

Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 6 августа 1992 года № 662 он преобразован в Кустанайский университет. Документ по этому поводу гласит, что Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет: «Принять предложение Министерства образования Республики Казахстан, согласованное с Государственным комитетом Республики Казахстан по экономике, Министерством финансов Республики Казахстан, о преобразовании Кустанайского педагогического института имени 50-летия СССР в Кустанайский государственный университет с августа 1992 года в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству образования Республики Казахстан».

Педагогический институт был в составе университета почти 12 лет. За это время учительские специальности в основном сохранились, но часть их утратилась, преобразовалась. Школы не получали значительное количество учителей с соответствующим образованием. Идея воссоздания педагогического института положительно была воспринята общественностью. В 2004 году Правительство принимает решение о создании в Республике 5 педагогических вузов, в т.ч. Костанайского государственного педагогического института. Так вновь с 1 апреля 2004 года, возродился педагогический институт как современный вуз Республики Казахстан. Современный педагогический — творческое содружество ученых и педагогов, студентов, аспирантов и магистрантов, объединенных одной общей заботой — делом профессиональной подготовки учителя, воспитателя, историко-образовательного специалиста, проводника знаний, культуры и образования. Костанайский государственный педагогический институт — это сложный организм, составляющими которого является 8 факультетов, в т.ч. четыре классических, образованных 1939 году, и два совсем юных, открытых в 2004 году, но крайне необходимых современной школе. Это психолого-педагогический факультет и факультет искусств со специальностями: психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, дошкольное обучение и воспитание, музыкальное образование, изобразительное искусство и черчение, инструментальное исполнительство. Всего же педагогический институт ведет подготовку учителей для системы образования по 20 специальностям.

Основным структурным учебно-научным подразделением педагогического института, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по дисциплинам, воспитательскую работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров, является кафедра. В педагогическом институте функционирует 24 кафедры, на которых работает 254 преподавателя, в т.ч. два доктора, профессора, 53 кандидата наук, доцента. Ведущие курсы, как правило, читают высококвалифицированные, имеющие большой опыт работы в педагогическом институте, специалисты. Это док-тора наук Баймырзаев К.М., Кузембайулы А., Макотченко В.С., профессора, доценты, кандидаты наук Таскужина Т.Ж., Терновой И.К., Духин Я.К,, Новиков В.Н., Дайкер А.Ф., Путиев И.Г., Жаркова В.И., Елфимов Л.И., Демина Н.Ф., Бикташева Т.Ш., Маркос И.Б., Жакаева С.А., Утина З.И., Ханапин К.Г., Важева Н.В. и другие.

1 апреля 2004 года

  • ВУЗ вновь приобрел статус педагогического, выделился из университета, он приобрел второе дыхание, и профессорско-преподавательский состав сейчас решает задачи формирования системы качественного совершенствования подготовки учителя, творчески работает над унифицированием учебных планов и программ совершенствования всего комплекса учебно-воспитательного процесса.

13 марта 2018 года № 119

  • Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Переименовать республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Костанайский государственный педагогический институт" Министерства образования и науки Республики Казахстан в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Костанайский государственный педагогический университет" Министерства образования и науки Республики Казахстан.

16 ноября 2018 года № 754

  • Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Присвоить республиканскому государственному предприятию на праве хозяйственного ведения "Костанайский государственный педагогический университет" Министерства образования и науки Республики Казахстан имя Умирзака Султангазина.

Султангазин Умирзак МахмутовичСултангазин Умирзак Махмутович - (1936–2005), математик, доктор физико-математических наук (1972), профессор (1974), академик НАН РК (1983). Окончил КазГУ (1958). Доцент, профессор, зав. каф. КазГУ (1958–1988), директор Института математики и механики АН КазССР (1978–1988), академик-секретарь Отделения физико-математических наук (1985–1986), вице-президент АН КазССР (1986–1988), президент НАН РК (1988–1994). С 1991 по 2005 – директор Института космических исследований НАН РК.

Научные работы посвящены исследованиям в области дифференциальных уравнений, математической физики, вычислительной математики, применения численных методов в изучении кинетической теории переноса, математического моделирования экологических систем, создания системы космического мониторинга окружающей среды, проблем ядерной безопасности. Научная деятельность получила широкое признание за рубежом.

Лауреат Госпремии СССР (1987), премии АН СССР и Чехословацкой АН (1989). Награжден орденами и медалью им. С. П. Королева. Являлся членом постоянной комиссии Верховного Совета РК по науке и народному образованию, представитель Казахского республиканского фонда мира, членом Совета президентов академий наук СНГ. Он приглашался для чтения лекций в Карлов университет (Чехословакия), Парижский университет, Международную математическую школу им. Банаха (Польша), проводил научные исследования в Станфордском и Мэрилендскoм университетах (США), читал лекции в Киотском университете (Япония).

 
 

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Общая информация